Фото №12
Фото №2
Фото №6
11.26(11)
   
РУБРИКИ
 
 
18.03.2008 ШИРОКА ТЫ, МАСЛЕНИЦА!
  «Люди добрые, люди славные! Собирайтесь все на праздник – Весну встречать, Зиму провожать!», - зазывали корсаковцев на центральную площадь Скоморохи. А там – издалека видно! – стоит уж изба русская, в ней горница открытая, и добрая хозяюшка гостей дорогих на блины ждет. Коллектив РКДЦ «Океан» с помощниками добровольными волнуются, понравится ли людям праздник, ими подготовленный? И горожане откликались, торопились занять места поближе к площадке, на которой должно было развернуться праздничное действие.
  …Праздник этот, древний, как сама Русь, достался нам в наследство от языческих предков, живших в согласии с природой, ощущавших кровное родство с ней. И сакральные обряды, проводимые на Масленой неделе, были призваны умилостивить силы природы, дабы она даровала людям урожай богатый, скотий приплод многочисленный и потомство племенам славянским крепкое. Ныне обряды, такие по сути серьезные и необходимые нашим далеким предкам, воспринимаются нами как праздничные забавы, а Масленица стала считаться в народе исконным православным праздником. И, действительно, Масленица единственный языческий праздник, органично вошедший в православие вместе с Прощеным воскресеньем, от которого начинается отсчет времени Великого поста, предваряющего христианскую Пасху. И не грех на Масленицу веселиться-гулять да гостей принимать, грех – пребывать в смуре и унынии. А посему – гуляй, честной народ! Нынче и природа-матушка к тебе добра, и Ярило-солнце, благодатное божество славянское, не яростно смотрит – ласково, гладит теплыми лучами. Весна пришла!
  И началось гулянье широкое! Как все-таки тесно сплетены в Масленице языческие обычаи и православный канон! Вот ждет своего часа «жертвенное дерево», увешанное соломенными куколками, а над площадью разливается колокольный звон… И хоть благовест льется из динамиков, да и о сути «жертвенного дерева» мало кто сейчас имеет понятие, но на душе светло и радостно у всех. Любимые всеми «Бабушкины песни» слух народа корсаковского услаждают, а по импровизированной горенке уже Скоморохи ( Лена Смирнова, Алексей Кокурин и Саша Прохоров) с метлами ходят. Все по традиции – перед праздником хлам да сор из дому вымести, а с ним и горести-печали. С избы Скоморохи начали, а там и помощники у них появились: вышли на площадь «дворники» в белых фартуках – и закружились в танце (хореограф С.П. Савина) под известный одесский мотив, пришедшийся ко двору, точнее, и к нашей улице. «Улица родная, улица Советская моя!», - пел Алексей Жаков, и народ, кажется, подпевал и подтанцовывал.
  Но гулянье ведь легко в стихийное может обратиться. Широк народ русский, иной раз, как говорил классик, и впору сузить, а то таких дров наломает! Поэтому на празднике должен быть руководитель, он же – ведущий, точнее – она, Земля-матушка (Е.К. Дыбская). Ей все народы поклоняются, она всем на свете кормилица. Вот и сейчас о народе заботится: «Вставай, Матрена, с печи! Принимайся печь блины!». Тут и дров наломать все-таки пришлось, печь-то без дров не натопишь. Две команды, «Лесорубы» и «Дровоколы» топливом хозяйку вмиг обеспечили, а в благодарность блинков с пылу, с жару получили. Тут и всем зрителям блинов захотелось, да только не просто их получить – надо чем-то Матрену порадовать. И началась череда конкурсов: кто-то силой похвалялся, кто-то ловкостью, а кто-то и умениями разными. А помогать соревнующимся, правила объяснять да за честностью поединков следить вызвались Василиса Премудрая (С.Н. Карасева) да Марья-Искусница (В.В. Шиман).
  И перед каждым конкурсом Земля-матушка народ просвещала, представляла дни Масленой недели, а их, как обычно, семь, только зовутся они по-особому: Встреча, Заигрыш, Лакомка, Разгуляй, Тещины вечера, Золовкины посиделки да Прощеное воскресенье. И у каждого дня – свои правила, свои обычаи, веками русским народом соблюдаемые. Соблюдали их и теперь, так и довелось горожанам за несколько часов целую праздничную неделю прожить-прогулять!
  И в снежки они играли, и с шеста высокого подарки доставали, и гирю пудовую поднимали, и канат перетягивали, «тещи» для «зятьков» столы накрывали да слова ласковые говорили, «зятьки» «тещ» в танце кружили. Весело гуляли и призы получали щедрые! А Матрена (И.П. Берсенева) умаялась! Ведь попробуй на такую ораву блинков напечь! Но всем угодила, а уж когда сбитень горячий русский Скоморохи стали для народа разносить, так и вообще горожанам душу «умаслили».
  Сбитень с медом да блинок горячий – хорошо душе! А уж если и песни над площадью плывут-разливаются, так и вовсе… Голосистых в Корсакове ой как много! И молодежь, и пожилые люди песни любят. Вот и выходили с запевками посередь горницы, сменяя друг друга ансамбли «Бабушкины песни», «Варюши» и «Станица».
  А тут и «купцы» в соревнование вступили. Преподнесла им Земля-матушка сюрприз для горожан необычный – «живой будильник»! Да не за просто так. Потрясите-ка мошной богатой! Кто больше даст – тому и счастье пернатое… и красная цена-то петушку – 500 рублей, а ведь не ударило «купечество» лицом в грязь, торговалось да товар друг у дружки перебивало. Вот и «ушла» в результате птица голосистая почти за тройную цену к хозяюшке Ирине, а та его сразу Петрушей окрестила. А раз имя птице дадено, то надо надеяться, что не в ощип попадет, а в курятник. Кричи, Петруша, звонче, буди Весну-красавицу!
  А и то – пора! Вот на бричке катят к народу прощаться Зимушка (Т.И. Родионова) с Дедом Морозом (Г.И. Бабушок). Ох, не хотелось зимним персонажам Весне место уступать! Но с народом сердечно попрощались, да и народ Зиме благодарен: за то, что ласкова была, морозами не мучила, снега в меру дала. И прощальный хоровод широким получился – на всю площадь! Приходи теперь к нам, Зимушка, в свой черед. А лошадка уж так заждалась, что «оконфузилась» при всем честном народе… Но народ доволен: хорошая примета – есть удобрение, будет и урожай!
  А на смену Зиме уж Весна-красна (И.Н. То) в бричке катит – в золотом кокошнике, в бархатном наряде! Сердечно люд честной приветствует, да потрудиться для него на совесть обещает. Только как же в год новый со старыми грехами да напастями идти? Ведь далекие предки наши именно весной новый год начинали и обряды очищения проводили. Вот и пришел час «жертвенного дерева»… Велика Русь! Где-то на ее просторах славянские племена в стародавнее время сжигали соломенное чучело, олицетворявшее все плохое, а где-то жгли с той же целью сухие деревья, на которые в течение всей зимы вешали свои беды и печали в виде соломенных куколок. Такие куколки и нашем дереве висят, а на них ленточки с надписями «боль», «страх», «нужда» и многие другие напасти… Гори они синим пламенем!
  Запылал костер жарко! Все плохое пеплом обернется, в землю уйдет, прорастет травой, а там, глядишь, земными соками очистившись, добром взойдет. Поют девчонки в русских народных костюмах, и хоть слов песни можно не расслышать, а душа знает – о главном поют, о вечном, о жизни возрождающейся! Трещит костер, плывет над площадью марево теплое воздушное, будто мираж вокруг, будто мир на глазах изменяется. И будто всюду – звоны колокольные, благовестные, да голоса ангельские. Прощеное воскресенье… Простите друг друга, люди добрые! И живите отныне по любви да по совести.
  Ольга Князева
Фото Василия Запальского
 
 
 
 
  Общественно-политическая газета «Восход»