Фото №15
Фото №7
11.26(11)
   
РУБРИКИ
 
 
23.09.2008 ГОВОРЯТ, ЧТО НИКТО НЕ БУДЕТ ОБИЖЕН
Вопрос, волнующий многих
 
  Наиболее активные сахалинцы, пользующиеся льготами на оплату жилищно-коммунальных услуг, уже интересуются сроками их монетизации и хотели бы знать, потеряют они или приобретут в результате замены натуральной льготы деньгами. Ведь когда процесс монетизации всевозможных льгот только начался, должностные лица говорили, что труднее всего будет просчитать денежное выражение коммунальных льгот, поскольку в каждом случае потребуется индивидуальный подход. Видимо, поэтому монетизацию жилищно-коммунальных льгот и оставили «на потом». И это «потом» уже на пороге. Наш корреспондент Н. КОТЛЯРЕВСКАЯ встретилась с начальником областного департамента социальной защиты населения И. ТРУТНЕВОЙ и попросила ее ответить на вопросы читателей.
  - Ирина Ивановна, с какого времени сахалинские льготники станут получать вместо натуральной коммунальной льготы энные суммы?
  - Президент РФ рекомендовал завершить процесс монетизации жилищно-коммунальных льгот к 1 января 2009 года. Некоторые регионы начали работу в этом направлении еще в 2007 году, сразу же после поручения и рекомендаций президента правительству и субъектам Федерации, и уже накоплен определенный опыт, которым, кстати, воспользовалась и наша область. Лучше учиться на чужих ошибках, правда?
  - А что, разные регионы выбирают свой путь монетизации?
  - Да, ведь каждый регион имеет свои особенности и должен выбрать наиболее оптимальный для себя вариант перехода от натуральной льготы к денежной форме. Рабочая группа, созданная в нашем департаменте, изучила опыт более 20 краев и областей РФ, где льгота уже монетизирована. Рассматривали три варианта методов расчета денежной формы льготы: упрощенный, предусматривающий одинаковую фиксированную сумму для всех льготников; дифференцированный, стремящийся к фактической сумме льготы; и индивидуальный, наиболее, скажем так, справедливый, но требующий больших затрат при своем исполнении. У нас в области более 86 тыс. человек имеют право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг. Представляете, что значит посчитать каждому его льготу? Будут сложности с установлением электронного обмена информацией с управляющими компаниями: на мой взгляд, у них нет в достаточном количестве компьютеров, специалистов, необходимой материально-технической базы. Потребуется увеличение финансовых расходов на создание дополнительных рабочих мест и на все остальное.
  - И вы отказались от последнего варианта?
  - От второго тоже. Рабочая группа предложила межведомственной комиссии, которая будет окончательно решать судьбу натуральной льготы, установить единую денежную форму. Мы ее назвали ЕДМП — единая денежная мера поддержки. Это будет денежный эквивалент, наиболее приближенный к фактически получаемым суммам социальной поддержки.
  - То есть это будет фиксированная, единая для всех льготников сумма?
  - Не совсем так. Эта сумма все же будет колебаться от 700 до 1700 рублей для различных категорий льготников. Выбранный нами вариант позволит снизить социальные риски, большинство льготников от него только выиграют. Кто-то получал 500 рублей, теперь будет иметь 700 рублей ежемесячно; кто-то имел 700, и эта сумма сохранится. Если кто-то немного потеряет при монетизации — считанные рубли, — а таких случаев будет немного, он сможет индивидуально обратиться за перерасчетом льготы. Мы идем от принципа: нельзя ущемлять тех людей, кто получал большую по размеру льготу.
  - Будет ли ЕДМП индексироваться в связи с ростом тарифов?
  - Обязательно.
  - Есть уверенность, что межведомственная комиссия, губернатор одобрят результаты трудов рабочей группы?
  - Говорить, что тот вариант, на котором мы остановились, окончательный, я сегодня пока не могу. Все варианты не без изъяна, все требуют расходов из областного бюджета, но, я считаю, «наш» наименее затратный, наиболее оптимальный. Если с нашим вариантом согласятся, в дальнейшем потребуется принять областной закон.
  - Чей путь монетизации оказался сахалинцам ближе?
  - Калининградцев.
  - Ирина Ивановна, монетизация жилищно-коммунальных льгот на Сахалине и Курилах обязательно состоится с 1 января 2009 года, даже если ее сроки правительство и передвинет?
  - Да. Потому что мы серьезно к этому готовимся. До декабря должен быть принят и областной закон. Надеемся, что он будет четко и ясно прописан, что на эти меры социальной поддержки будут изысканы средства в областном бюджете. На начало монетизации деньги есть, но потребуются дополнительные суммы.
  - Потребует ли процесс монетизации от льготников дополнительных документов?
  - Нет, никаких неприятностей сахалинцам ждать от монетизации не приходится. Без регистрации и перерегистрации, пожалуй, не обойтись, но очередей это, я думаю, не вызовет. Да и сбора пакета документов не потребуется. Практически на каждого льготника у нас заведен социальный паспорт гражданина, в котором отражено все. Может быть, потребуется какое-то уточнение. Выплаты ЕДМП будут производиться через банки, а где их нет – в почтовых отделениях.
  - Вспоминается, что, когда монетизировали субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, часть субсидентов, получив социальную помощь на руки, не слишком торопилась с оплатой квитанций коммунальных предприятий. Не приведет ли и эта монетизация к росту задолженности потребителей жилищно-коммунальных услуг перед ЖКХ?
  - Такая опасность есть. Но успокаивает то, что льготники — в основном пожилые дисциплинированные люди. Пенсионеры у нас — самая законопослушная часть населения. Но я все же хочу напомнить гражданам, что деньги, которые они получат на счет в банке или на почте, — не на хлеб, не на одежду. Они — на оплату ЖКУ, и их нужно донести до коммунальных предприятий. Известно, как подрывает успешную деятельность последних задолженность населения. Сейчас суммы от льгот поступают предприятиям, но так продолжаться больше не должно, хотя для ЖКХ это выгоднее. Социальная помощь все же должна быть адресной, даваться нуждающимся в руки.
  - Еще вопрос на другую тему. Он касается тех 500 рублей, которые по областному закону должны ежемесячно выплачиваться неработающим пенсионерам с 1 сентября 2008 года в качестве социальной поддержки в связи с ростом цен. Считающих себя вправе получать такую выплату оказалось почему-то больше, чем предполагается законом. Как это объяснить?
  - Дело в том, что малообеспеченных неработающих пенсионеров, одиноко проживающих либо проживающих в семьях и имеющих доход ниже прожиточного минимума, у нас около 19 тысяч человек. Но большая часть из них уже пользуется мерами социальной поддержки по региональным и федеральным законам. Поэтому оказалось, что из тех, кто обратился в отделы в течение первых дней после опубликования информации о поправках в сахалинский закон, выплата положена примерно третьей части. Понятно, что цель областной власти не поднять размер пенсии — это задача государства, а именно принять меры социальной поддержки наиболее нуждающихся пенсионеров. Хочу еще раз уточнить, что получателями ежемесячной денежной выплаты становятся малоимущие неработающие пенсионеры, достигшие возраста 50 лет, имеющие стаж трудовой деятельности в Сахалинской области не менее 5 лет непосредственно перед обращением и не являющиеся региональными и федеральными льготниками. Таких пенсионеров насчитывается на островах около 4 тысяч.
 Материал к печати подготовил Юрий Фелицын
 
 
 
 
  Общественно-политическая газета «Восход»