Фото №10
Фото №6
11.26(11)
   
РУБРИКИ
 
 
06.01.2009 ПЕСНЯ НЕ КОНЧАЕТСЯ…
Нет ничего удивительного в том, что прикоснувшись единожды к русской народной песне, окунувшись в ее потрясающую глубину и искренность, даже далекий от народного творчества современный человек не остается равнодушным. Заметьте, в суете будней в голове порой крутится раздражающий попсовый мотивчик, соответствующий вечной спешке и рутине деловой жизни, но в редкие моменты, когда раскрывается душа, приходит откуда-то исконное – «Ой ты степь широ-о-о-кая!..». Потому и поем в застольях и на пикниках строчку, две, хорошо если куплет, а дальше и не знаем. Но душа-то просит! И совершенно попсовые группы порой включают в свои нехитрые композиции народные напевы – и становятся мега-популярными!
Ну а те, кому посчастливилось с детства постигать красоту и мудрость народной песни под руководством талантливого наставника, не расстаются с ней никогда, и кем бы ни стали во взрослой жизни – они делятся с окружающими своей любовью к народной песне, пробуждают в окружающих интерес к народному творчеству. Эту миссию совершенно естественно исполняют и бывшие участницы фольклорного ансамбля «Бабушкины песни», ведь она уже неотделима от образа жизни девушек. Впрочем, «бывшими» Марина Сергеевна Головченко, знаменитый руководитель ансамбля, своих воспитанниц не считает, поскольку общаться они не перестают даже через много лет – общается она и с Татьяной Мигуновой, давно окончившей Академию имени Гнесиных, готовит к выступлениям Валентину Чугай, побеждающую теперь на областных и российских студенческих фестивалях народного творчества. А недавно мы узнали о том, что покорившая несколько лет назад английскую публику Александра Майзикова стала лауреатом Международного фестиваля-конкурса детского и юношеского национального творчества «Родники» в Санкт-Петербурге. И, конечно, Марина Сергеевна не только подготовила ее, но и сопровождала на престижный музыкальный форум.
Полноводная река народной музыки, принявшая в себя «роднички» со всего бывшего Союза, захлестнула красочным половодьем северную столицу 5 декабря, на пять дней погрузив ее в стихию песенного и танцевального народного творчества. Одним из «родников» и была наша голосистая Александра, завоевавшая симпатии строгого профессионального жюри уже первым своим выступлением на открытии фестиваля.
Саша, можно сказать, не расставалась с «Бабушкиными песнями», хотя уже три с половиной года, как завершила свое музыкальное образование в ансамбле, избрав профессию отнюдь не музыкальную – экономиста, поступив в ЮСИЭПИ. Но и став студенткой осталась верна русской народной песне. И за три с половиной года не растеряла вокального мастерства, а по фестивальному фейерверку, конечно, соскучилась. И Марина Сергеевна с удовольствием подготовила свою «звездочку» к новому испытанию и новой победе. А программа у Саши уже была, оставалось только немного обновить ее и подкорректировать.
Александра участвовала в конкурсе как солистка в категории от 20 до 25 лет, и меряться силами ей пришлось с конкурентами, получившими профессиональное образование в высших музыкальных училищах и консерваториях. Если учесть, что ДШИ дает лишь начальное музыкальное образование, то соперничество можно считать неравным. Тем не менее, Саша смогла завоевать диплом лауреата второй степени, уступив первенство только солистке, окончившей Институт Искусств. И это, безусловно, большая победа!
Корсаковцы, любящие творчество «Бабушкиных песен», знают, что исполнение народной песни – это всегда целое представление. Ведь артист, исполняющий, например, «Плясовую» не будет стоять, как истукан, демонстрируя лишь свои вокальные данные, а народные «страдания» и «плачи» требуют настоящего драматического искусства. И исполнительница народной песни не просто певица, а еще и актриса! И если в концерте песни с различным эмоциональным посылом сменяют одна другую, то необходимо, как говорит Марина Сергеевна, «быстренько «переодеться» в другую песню», то есть перевоплотиться. И Саша постигла это мастерство в полной мере. Судите сами: в ее конкурсной программе прозвучала а капелла «Плач сироты над могилой родителей», а следом за этим трагическим плачем – плясовая «Я на горку шла» из репертуара великой Лидии Руслановой!
Но Александра – опытная солистка, и трудностей с перевоплощением у нее не возникло, настоящие трудности состояли в другом – на конкурсе девушка осталась без поддержки самого необходимого человека, своего наставника. Дело в том, что в первый фестивальный день Марина Сергеевна упала и получила серьезную травму, осложнившуюся сотрясением мозга. Естественно, о ее присутствии на конкурсе не могло быть и речи, пришлось лечь в больницу. И Саша осталась одна… А что такое для артиста остаться без поддержки? Ведь он не должен отвлекаться даже на такие необходимые вещи, как приготовление концертных костюмов, а вместо того, чтобы настраиваться на успешное выступление, девушке пришлось еще и проследить, чтобы вовремя включили запись музыки, сняли выступление на видео, заняться сценическим макияжем. Но самое главное – не покидала тревога о родном человеке, попавшем на больничную койку… Артист должен быть спокоен и полностью посвятить себя будущему выступлению, а отвлекаясь, он очень рискует.
И все-таки – диплом лауреата, восторженные аплодисменты публики и приглашение от жюри на международный фестиваль «Будущее планеты», который пройдет в Санкт-Петербурге с 30 марта по 4 апреля! Александра Майзикова вряд ли сможет принять участие в этом фестивале, много времени отнимает учеба, но приглашение остается действительным в течение года. И Сашу на фестивальных сценах Питера ждет не только жюри. Есть у девчат из «Бабушкиных песен» замечательное качество – доброе, дружеское отношение к своим соперникам-конкурсантам. И этот позитив всегда находит отклик, вот и на питерском фестивале к Саше сразу потянулись ребята, мальчишки-танцоры из ансамбля «Кавказ» г. Нижневартовска просто не отходили от русской красавицы, а члены жюри еще в первый день говорили Марине Сергеевне: «Вы привезли настоящую «звездочку»!». И очень жаль, что педагог так и не смогла увидеть на фестивальной сцене Санкт-Петербурга свою ученицу! Да и на экскурсии по городу, устроенной организаторами фестиваля, ей не удалось побывать.
Но Марина Сергеевна знает и любит Питер, а вот Саша в северной столице была впервые и, как мы уже знаем, у нее есть возможность снова посетить этот прекрасный город. Еще до начала конкурса наши землячки успели посетить Храм Спаса на Крови, крейсер «Аврора», кунсткамеру, Домик Петра – прониклись историей. Но Санкт-Петербург можно полюбить с первого взгляда, а вот знакомиться с ним можно всю жизнь! Поэтому хочется снова и снова возвращаться к его набережным, дворцам и паркам, к его музам и историям… Уверена, Александру еще ждет встреча с ним, ждут новые города, страны, фестивали. Жизнь для нее только начинается, а раздольная русская песня продолжает звучать в душе, ведь постигнув ее красоту, от нее уже невозможно отречься. И куда унесет молодую талантливую исполнительницу полноводная песенная река – кто знает?
Ольга Князева
 
 
 
 
  Общественно-политическая газета «Восход»