Фото №1
Фото №12
Фото №8
11.26(11)
   
РУБРИКИ
 
 
31.01.2009 ЧТО ПРОИСХОДИТ СЕГОДНЯ В КОРСАКОВСКОМ МОРСКОМ ТОРГОВОМ ПОРТУ, ИЛИ - «ПОДНЯЛИ ПОРТ, ПОДНИМЕМ И ГОРОД?»
Выпуск местных новостей «Вести. Сахалин-Курилы» от 23 декабря 2008 года произвел эффект разорвавшейся бомбы. Среди прочих сюжетов журналисты рассказали и о работе Корсаковского морского торгового порта. Ведущая Елена Женченко поведала телезрителям о той трудной ситуации, в которой оказались портовики.
Оказывается, в 2008 году общий грузооборот всех видов транспорта по Сахалинской области увеличился на 20%. Немалая часть его приходится на Корсаковский морской торговый порт. 
В настоящее время порт готов переработать за смену 60 большегрузных контейнеров. Но этого явно недостаточно. Поставщики, чьи пароходы (а на 23.12.2008 г. их было три) дожидаются своей очереди на рейде, явно недовольны – кому охота нести миллионные убытки из-за чьей-то нерасторопности? Пусть даже если нерасторопность вызвана объективными (?) причинами? Каковы же причины сложившегося положения дел? Об объективных – необъективных причинах ведущая предложила сделать выводы самим телезрителям. Во-первых, возраст кранов, задействованных на выгрузке, более чем почтенный – за 25 лет! Во-вторых, в этом году, по словам ведущей, порт за 74 миллиона рублей приобрел тяжеловесный кран, который до сих пор не смонтирован. Ну, и, в-третьих, по непроверенной информации и циркулирующим в порту слухам, данного крана, якобы, на территории порта… не наблюдается. Закончила Елена Женченко репортаж с Корсаковского порта сообщением о том, что в трюмах пароходов дожидаются своего часа различные новогодние товары, то есть то, что так необходимо людям именно в новогодние праздники…
* * *
Временные трудности или, может быть, за небольшим сюжетом, прошедшим на телевидении, скрывается нечто большее? Ведь на протяжении пяти лет руководители порта не уставали рассказывать нам, как хорошо обстоят дела в порту, постоянно твердили о планах обновления техники, с гордостью говорили о высоких производственных показателях. А тут – на тебе - не успевают разгружать грузы! С просьбой прокомментировать сегодняшнее положение дел в КМТП редакция обратилась к Юрию Яницкому, генеральному директору ОАО «КМТП» в 1994 -2003 годах:
- На сегодняшний день в порту следующее положение дел. Износ имущества и оборудования доходит до 100%. Портальные краны, которые ударно трудились еще при советской власти, также изношены в пределах 100%. Я, как акционер порта, был на отчетно-выборном собрании акционеров в мае прошлого года. Среди прочего на собрании ставился вопрос о приобретении 60-тонного крана «Витязь» для работы на большегрузных контейнеровозах в Северном порту. Акционеры проголосовали единогласно за его приобретение. Стоимость крана с учетом поставки и монтажа – более 2 миллионов 300 тысяч евро. Где возьмут необходимые средства? Расписали рассрочку на столько лет, чтобы выплачивать деньги частями и планировали, что уже в 2010 году кран смонтируют на Северном районе. Но цена всем этим планам и пожеланиям по поводу приобретения крана хорошо известна – они уже длятся с 2003 года без малого шесть лет. Какую картину мы наблюдаем на протяжении этих лет? С одной стороны, порт в своей газете постоянно сообщает, как успешно работает КМТП, дают сводки сколько судов еженедельно обрабатывают в порту. И преподносят это как нечто выдающееся. А с другой стороны – возьмите последние события, когда идет массовое сокращение людей, закрываются дочерние предприятия. И это не голословное утверждение. Полностью сокращен штат так называемых «лесников» - счетчиков лесной продукции, отправляемой на экспорт. Напомню, в свое время они были переданы в «Терминал-Сервис», учредителями которого являются Каменев и Потехин. До этого всей этой работой занимался порт, и «лесники» входили в его структуру. Помимо этого они одновременно выполняли и тальманские функции. Сейчас, повторю, все «лесники» сокращены, а их руководитель Журавков переведен на железнодорожную станцию диспетчером по железнодорожной группе. В декабре прекратило свое существование ООО «Гараж», учредителем которого был порт. Причина – якобы, гараж перестал быть рентабельным и поэтому целесообразно его закрыть. Отдельных работников гаража перевели на Северный район, остальных – уволили. В настоящее время базу гаража передали Каменеву Д.В., сыну генерального директора порта, который является руководителем частной транспортной компании, занимающейся перевозкой грузов из порта.
Он в свое время задолжал гаражу 600 тысяч рублей, но решил их не переводить на счет гаража, так как он все равно является банкротом. Одновременно часть боксов в гараже используется Каменевым в своих личных целях. Остальные боксы он передал своему сыну.
Такая же участь, можно предполагать, ожидает и Южный район в связи с отсутствием работы. Проводимая портом политика привела к тому, что повышение тарифов не могло не сказаться и на переработке отдельных видов грузов, которые шли через Южный район. В настоящее время руководитель Южного района, депутат районного Собрания Потехин объявил о том, что отправляет работников в бессрочные отпуска без оплаты, часть людей будет перекинута на Северный район, часть сокращена. 
На сегодняшний день в КМТП трудится чуть больше 300 человек. В то время, когда я был вынужден уйти со своей должности, в порту работало порядка 670 человек. У нас был единый коллектив. Сегодняшний порт замыкается практически только на Северном районе. Центральные ремонтные мастерские перешли в частные руки, гараж закрыли. Остается ремстройконтора, которая еще контролируется портом, и Северный район, который и занимается непосредственно переработкой грузов.
Должен сказать, что наряду с тем, что газета портовиков «Корсаков. Город-порт», «Огни Корсакова», отдельные журналисты областных СМИ активно сообщают читателям об успехах предприятия, заботе о трудовом коллективе, при мне в порту было более 500 членов профсоюза. Сейчас же – 130 человек. Председатель профкома собирается уходить со своей должности – она не видит смысла в своей дальнейшей работе. Вот такие печальные дела…
Что ожидает Корсаковский морской торговый порт в 2009 году?
Снижение грузопотока, связанное с окончанием строительства в Пригородном, уменьшение переработки металла на экспорт в связи с увеличением пошлин, ликвидация переработки лесных грузов, сокращение завоза японских автомобилей (а еще недавно на этой линии до 10 судов перевозили машины). Остается, в основном, переработка большегрузных контейнеровозов и отчасти стройматериалов и торфа, который традиционно добывают на Сахалине. Вот все, что остается от порта. В дальнейшем, я предполагаю, неизбежно последует снижение грузопотока. Руководители порта не изыскивают для работников дополнительную работу. Еще совсем недавно, в 2008 году, порту принадлежали порядка пяти магазинов, столовая, которая сдавалась в аренду. В прошлом году все распродали за бесценок. Такая же участь, видимо, ожидает и собственность порта, которую руководители порта распродадут за символические деньги. Часть денег достанется порту, а часть осядет в карманах заинтересованных лиц – мы эти схемы прекрасно знаем. На собрании акционеров порта в прошлом году я сделал запрос об отсутствии информации о распродаже имущества – почему не был объявлен конкурс на проведение аукциона? Мне ответили, что такой информации мне не дадут и не обязаны давать. Сегодня говорить о порте, как о градообразующем предприятии, – смешно, если бы не было так грустно. Я был за границей, прекрасно знаком с инфраструктурой зарубежных портов. Там, где существует порт, вокруг порта кипит припортовая деятельность. На одного работника порта приходится 8-10 дополнительных мест. Так и у нас – работников порта должны были не сокращать, а изыскивать дополнительные рабочие места, пусть даже и не связанные с основной деятельностью порта.
- Юрий Георгиевич, может, есть смысл напомнить нашим читателям о так называемой «реструктуризации» порта? К чему, в итоге, она привела?
В 2004 – 2005 годах руководители порта: А.В. Каменев, Д.В. Кошеверов, А.И. Потехин создают на территории порта общества с ограниченной ответственностью (ООО):
1. ООО «Офис-Центр» учредители: Д.В. Кошеверов, доля - 50%; А.В. Каменев, доля - 25% и порт - 25%.
Чем же занимается эта организация? А ничем. А.В. Каменев передает по договору аренды Д.В. Кошеверов все сдаваемые портом в аренду помещения, разрешая сдавать эти же помещения Д.В. Кошеверов в субаренду. Порт от этой деятельности получал доход более 30 миллионов рублей в год, а по новому договору «Офис-центр» переводит порту порядка 600 тыс. руб. в год.
Многочисленные арендаторы были возмущены, так как «Офис-Центр» без основания увеличил арендную плату и явился ненужным посредником. Полученную прибыль от такой несложной «деятельности» распределяют А.В. Каменев и Д.В. Кошеверов по своему усмотрению. Эта же организация финансирует выборные компании различного уровня, перечисляет денежные средства в фонды кандидатов в депутаты, оказывает «спонсорскую помощь» нужным структурам и не забывает про личные интересы.
2. ООО «МПС» (Морская Пассажирская Служба), учредители В.Д. Кошеверов, доля - 50%; А.В. Каменев, доля - 25%, порт - 25%, действует та же схема. Отбирают у порта деятельность по оформлению судов на пассажирском терминале, а прибыль, полученная от этой деятельности, распределяют А.В. Каменев и Д.В. Кошеверов.
3. ООО «МПС-Сервис» - Морские Порты Сахалина – сервис и ряд их филиалов, в том числе в Холмске и Корсакове. Схема та же: забирают у порта складскую деятельность по экспортно-импортным грузам, а полученную прибыль от этой деятельности распределяют В.Д. Кошеверов и А.В. Каменев по своему усмотрению.
4. ООО «Терминал-Сервис-1», ООО «Терминал-Сервис-2».
Создаются на территории Южного р-на порта, учредителями являются А.В. Каменев и А.И. Потехин - по 50% доля каждого.
Это же структура отбирает доход у порта, занимаясь погрузочно-разгрузочной и складской деятельностью, что является основной деятельностью порта, а деньги, полученные от этой деятельности, идут на удовлетворение личных интересов - приобретают дорогостоящий коттедж, городскую типографию, чтобы печатать нужные газеты и предвыборные обещания, а также за 3 млн рублей приобретают 49% доли Корсаковского хлебокомбината.
5. ООО «РТК» - Региональная Транспортная Компания - учредители: А.В. Каменев, Д.В. Кошеверов, А.И. Потехин. Занимаются перевозкой и переработкой грузов, забирая эту деятельность у порта.
Все перечисленные мною ООО являются частными компаниями руководителей порта. Их цель не создание новых производств, а, наоборот, отобрать эту деятельность у порта, там, где порт получал прибыль, раздробить порт, как единое целое предприятие, действуя по принципу «разделяй и властвуй». Обособленно стоят два ООО, это действительно дочерние предприятия, учредителем которых является только порт - ООО «Гараж» и ООО «ЦРММ».
Этих предприятий сегодня в порту нет, их искусственно обанкротили руководители порта за счет неплатежей, денежных выплат отдельным руководителям порта, перевода крупных денежных средств по договорам займа и т.д.
На сегодня в порту нет ни одного дочернего предприятия – вот такая реорганизация прошла за эти годы.
В настоящее время продолжают увольнять работников Южного района порта, по Северному р-ну ликвидируют единственный в порту медпункт (3 чел.), который оказывал первую мед. помощь работникам порта, получившим производственные травмы, а также первую помощь при заболеваниях.
- Юрий Георгиевич, а как же с наградами и званиями, которые систематически вручались порту и его руководству?
- Я отвечу коротко – все это покупается за деньги. У многих руководителей города, в том числе и у меня, есть письма от организаций с указанием цены в рублях и валюте по любому званию, ордену и другим различным наградам.
Недавно в передаче «Человек и закон» - говорилось об этих многочисленных организациях.
- А как же проходят аудиторские проверки и работа ревизионной комиссии?
Эти структуры полностью зависимы, находясь под контролем руководителя порта, и надеяться на их контроль просто смешно.
- Юрий Георгиевич, если все, что Вы говорите, так и есть, то куда же смотрят профсоюзы и правоохранительные органы?
- Профсоюзы умышленно частично раздроблены, чтобы было меньше проблем; акционеров в порту почти не осталось, достаточно трем членам Совета директоров порта А. Каменеву, Д. Кошеверову и Н. Крану прийти на собрание акционеров, и собрание будет правомочно решать вопросы.
Еще отмечу, что все руководители и учредители частных структур, действующих на территории порта, являются аффилированными лицами ОАО «КМТП», то есть входят в структуры управления порта и не могут создавать и быть учредителями ООО на территории порта. Правоохранительные органы и их должностные лица сохраняют молчание, но это уже отдельный разговор.
Также для информации портовиков и жителей города добавлю, что есть окончательное решение Высшего арбитражного суда Российской Федерации о том, что выборы в Совет директоров ОАО «КМТП» 2004-2005 гг. признаны недействительными, а также признаны недействительными решение Совета директоров ОАО «КМТП» от 19 ноября 2003 года и проведение внеочередного собрания акционеров порта 11 декабря 2003 года об отстранении Яницкого Ю.Г. от должности гендиректора порта. Но добровольно все эти судебные решения до сих пор не выполнены, а срок давности по ним истек.
- Юрий Георгиевич, не опасаетесь, что после этой публикации руководители порта подадут на Вас в суд?
- Не только не опасаюсь, а даже добиваюсь этого! Причем хотелось бы, чтобы эту информацию заметили правоохранительные органы. Поверьте, я готов к такому судебному процессу…
Мои пожелания работникам порта: продолжать честно выполнять свою работу, не мириться с нарушениями своих трудовых прав, отстаивать свои интересы законными способами.
С уважением ко всем ветеранам порта, с кем я проработал более 48 лет, Яницкий Юрий Георгиевич, генеральный директор ОАО КМТН 1994-2003 годы.
 
Беседовал Юрий Фелицын
 
 
 
 
  Общественно-политическая газета «Восход»