Фото №5
Фото №4
11.26(11)
   
РУБРИКИ
 
 
19.02.2009 КИРПИЧОМ ПО КАСКЕ
В ближайшие десять лет число россиян трудоспособного возраста может уменьшиться на 10 миллионов человек, при этом от 20 до 40 процентов из них «уйдут» из-за заболеваний, прямо или косвенно связанных с неудовлетворительными условиями труда. Такой неутешительный прогноз дают специалисты Роспотребнадзора.
Эти данные приведены в государственном докладе о санитарно-эпидемиологической обстановке в России. «Сложившаяся в настоящее время медико-демографическая ситуация может в короткий срок привести к дефициту трудовых ресурсов, - отмечает Главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко. - Уровень смертности населения трудоспособного возраста от несчастных случаев, отравлений и травм, в том числе производственно-обусловленных, в настоящее время почти в 2,5 раза превышает показания в развитых странах и в 1,5 раза - в развивающихся». При этом более 20 процентов людей становятся инвалидами в возрасте 45-50 лет.
О тревожной ситуации с безопасностью труда в нашей стране говорят и данные Роструда. Только за 9 месяцев этого года трудовые инспекции расследовали 13,5 тысячи несчастных случаев на производстве, из них более 5 тысяч - со смертельным исходом. 7 тысяч человек получили серьезные травмы. Из выявленных трудовыми инспекторами во время проверок 1,3 миллиона случаев нарушений трудовых прав работников более миллиона связаны именно с несоблюдением охраны труда.
По словам руководителя Рос-труда Юрия Герция, ослабление реальных механизмов правовой защиты здоровья работников на производстве в последние годы привело к тому, что работодатели стали все чаще скрывать информацию о неблагоприятных условиях труда и рисках для здоровья сотрудников. «И как одно из следствий - допуск работников к профессиональной деятельности без учета, а порой и вопреки состоянию их здоровья и медицинским показаниям», - подчеркнул Юрий Герций.
При этом следить за безопасностью труда в стране практически некому: у Роструда просто физически «не хватает рук». Государственных инспекторов по охране труда настолько мало, что плановые проверки одной организации они могут проводить с периодичностью один раз в 32 года.
Еще одна структура, следящая за безопасностью на производстве, Ростехнадзор, «реформируется» - уже к концу этого года число территориальных органов ведомства уменьшится вдвое.
«К сожалению, в стране еще не создан достаточно эффективный механизм заинтересованности работодателей в создании и обеспечении здоровых и безопасных условий труда, что влечет за собой игнорирование требований охраны и гигиены труда на многих предприятиях», - подчеркивается в докладе Роспотребнадзора. По данным Геннадия Онищенко, сегодня «правит бал» стремление предпринимателей к быстрому получению прибыли, а социальные гарантии остаются чисто декларативными…
Как на этом фоне выглядит Корсаковский район? К сожалению, не лучшим образом. В течение 2008 года на трех предприятиях Корсаковского района произошли четыре тяжелых несчастных случая. Вроде бы как и немного, но когда на кону стоит жизнь человека, согласитесь, о благополучии говорить не приходится. Какие же предприятия отличились у нас в районе? Предоставим слово Э.Э. Качинскис, государственному инспектору труда (по охране труда) ГИТ в Сахалинской области:
«3 июля 2008 года в ЗАО «Трансгидрострой» (Ким Пок Токи) произошел тяжелый несчастный случай с плиточником-облицовщиком М-ым К.Б. Причиной несчастного случая послужило неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест.
16 июля 2008 года в ООО «Компания «Тунайча» (Филиппов А.И.) произошел тяжелый несчастный случай с матросом Р-ым А.А. Причиной несчастного случая послужила неудовлетворительная организация производства работ».
Но «лидером» по несчастным случаям, как это ни печально, является предприятие со славными традициями, на котором еще до недавних пор вопросам техники безопасности на производстве уделялось повышенное внимание, - Корсаковский морской торговый порт. Но – новые времена, новые нравы. Что было нормой еще вчера, сегодня ушло на второй план. «Балом правит», очевидно, не забота о безопасности людей на производстве, а стремление к быстрому получению прибыли. Социальные же гарантии, как точно заметил Главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко, остаются чисто декларативными…
И вновь предоставляем слово Э.Э.Качинскис:
«28 августа 2008 года в ОАО «Корсаковский морской торговый порт» (Каменев А.В.) произошел тяжелый несчастный случай с докером-механизатором С-ым А.В. Причиной несчастного случая явилось нарушение технологического процесса.
5 ноября 2008 года в ОАО «Корсаковский морской торговый порт» (Каменев А.В.) произошел еще один тяжелый случай с электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования К-ым Д.А., который, поднимаясь на работающий кран, что категорически запрещено, получил травматическую ампутацию в/з левого предплечья. Основной причиной несчастного случая послужило отсутствие защитных кожухов на вал-шестерне поворотного механизма крана (!!!), куда попала рука пострадавшего...».
* * *
«Даже здания на причалах и краны выкрашены в единый корпоративный цвет. Это радует глаз», - простим молодой художнице Римме Козловской, некоторое время проживавшей в Санкт-Петербурге и приехавшей после долгого перерыва домой, эти невинные откровения о внешнем виде КМТП, которыми она поделилась с корреспондентом «Губернских ведомостей». Как говорится, «не все золото, что блестит», станет старше, поймет Римма Козловская, что есть и другие ценности в нашем мире, главная из которых – человеческая жизнь.  
Но вот оптимизм и умиление главного редактора газеты «Корсаков. Город-порт» в репортаже с профсоюзной конференции трудового коллектива, мне, честно говоря, непонятны. Речь в статье, в частности, идет и о выполнении условий коллективного договора между администрацией порта и трудовым коллективом за прошлый год. Как гордо автор рапортует о соблюдении условий колдоговора администрацией: «…на выполнение соглашений по охране труда, направленных на улучшение условий труда работников, израсходовано более 5,1 миллиона рублей…». Наверное, «защитные кожухи на вал-шестерне поворотного механизма крана» попросту не вышли в данные соглашения? Или, их приобрели только тогда, когда уже произошел несчастный случай с работником порта? В любом случае, последнему от этого не легче. Остается надеяться, что после этого несчастного случая администрация порта все-таки сделала определенные оргвыводы и подобное больше не повторится. Во всяком случае, в это хочется верить. Ведь главная ценность в нашем обществе – человек…
Юрий Фелицын
 
 
 
 
  Общественно-политическая газета «Восход»