Фото №3
11.26(11)
   
РУБРИКИ
 
 
04.04.2009 МАЛЫЙ БИЗНЕС: АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ
Одной из важных составляющих преодоления экономического кризиса во всех сферах деятельности сегодня является своевременная информированность, тем более это касается представителей малого и среднего бизнеса. Какие меры поддержки разработаны Правительством РФ и субъектами федерации? Как воспользоваться этим «спасательным кругом»?
В настоящее время комитет экономики Сахалинской области по поручению губернатора проводит в муниципальных образованиях «круглые столы» на тему: «О проекте Программы антикризисных действий Правительства РФ на 2009 год и Плане действий по снижению негативных последствий экономического кризиса на территории Сахалинской области». 31 марта такая встреча прошла в зале заседаний Корсаковской администрации. Она была разбита на две части: в первой Сергей Александрович Карпенко, исполняющий обязанности председателя комитета экономики Сахалинской области, представил обширный доклад (проиллюстрированный графиками и таблицами на малом экране) о мерах поддержки малого и среднего предпринимательства, во второй – ответственные сотрудники областной администрации провели прием и консультации предпринимателей.
С.А. Карпенко отметил, что в настоящее время на фоне кризиса Сахалинская область выглядит лучше, чем Россия в целом. Пока мы опережаем федерацию по индексам промышленного и обрабатывающего производства, добыче полезных ископаемых и так далее. Наиболее болезненно кризис прошелся по строительству и сельскому хозяйству, где предприниматели столкнулись с рядом серьезных проблем. Прогноз социально-экономического развития области на текущий год предполагает небольшой, но все-таки рост в производстве, торговле и экспорте, в то время как в России ожидается спад именно в этих сферах экономики. Конечно, у нас имеется мощный «локомотив» - нефтегазовый комплекс. Но, как отметил на встрече с губернатором Хорошавиным президент Медведев, почти треть экономики Сахалинской области делает малый бизнес. И по поддержке малого бизнеса в условиях кризиса в области идет системная работа: и намечены экономические рычаги поддержки - государственные гарантии юридическим лицам с обеспечением в полтора миллиарда рублей, 132 миллиона рублей для компенсации процентных ставок по кредитам, снижение налоговых ставок до 10%. Предусмотрены возможности залогового обеспечения и упрощенная система налогообложения для социально значимых предприятий. Кроме того, предпринимателей поддержат государственные и муниципальные заказы, обязательная доля малого и среднего бизнеса в которых возрастет до 20%, а предельный объем лота увеличится с трех до 15 миллионов рублей, перечень же товаров и услуг, поставляемых малыми предприятиями, в настоящее время значительно расширен. И это только часть пакета антикризисных мер.
Как видим, целевая программа поддержки малого и среднего предпринимательства, подписанная губернатором Хорошавиным, имеет целую сеть направлений. Определены и приоритетные направления на 2009 год: подготовка нормативной базы для обеспечения программы, работа с органами местного самоуправления по созданию собственных нормативных баз, финансовая и правовая поддержка субъектов малого и среднего бизнеса. Работа по приоритетным направлениям будет находиться на личном контроле губернатора.
Как отметил докладчик, мировой кризис выявил внутренние слабости российской экономики, и задача антикризисных программ (как федеральной, так и региональных) – не только уменьшить масштабы спада, но, учтя прежние ошибки, создать условия для перехода к экономическому росту. И в этой связи Правительство РФ должно обратить внимание на индивидуальные экономические особенности регионов. Рассматривая федеральную программу антикризисных мер в сфере малого и среднего бизнеса, совет администрации области принял решение выйти к Правительству РФ с рядом замечаний и предложений по различным аспектам экономической политики. Вот только некоторые из них: создание стимулов для роста сбережений населения, снятие инфраструктурных ограничений, более детальная разработка механизмов ценообразования в сфере розничной торговли и механизмов поддержки региональных банков, своевременность доведения информации о принятых решениях до регионов. И так далее. В основных же аспектах Правительственная программа и региональный План совпадают. Как совпадают и муниципальные антикризисные меры, что было видно из последующего доклада Е.И. Пилюшенко, руководителя финансового управления администрации Корсаковского городского округа. Объемы муниципальных компенсаций будут, конечно, меньше, сопоставимо с бюджетом. Кстати, на днях администрация проведет анкетирование предприятий малого и среднего бизнеса на предмет размещения муниципальных заказов.
Что касается непосредственно местных реалий, то С.А. Карпенко заметил, что сравнительно с некоторыми муниципальными образованиями области наш округ отстает по количеству субъектов малого и среднего бизнеса. Так, например, в Холмском городском округе на тысячу жителей приходится 73 индивидуальных предпринимателя и девять малых предприятий, в то время как в Корсакове соответственно – 28 и семь. Опережает нас и Невельск, и Оха, хотя возможности для развития предпринимательства у нас имеются, и спектр товаров и услуг, предлагаемых населению, мог бы значительно расшириться. На сегодняшний день в области утвержден перечень социально значимых предприятий, имеющих все основания рассчитывать на антикризисную поддержку. Схема применения механизма субсидирования такова: предприниматель подает заявку в органы исполнительной власти области, осуществляющие предварительный отбор, и, при принятии положительного решения, комитет по экономике осуществляет окончательный отбор, принимая окончательное решение. Заявки необходимо подать до 18 апреля текущего года.
В завершение первой части «круглого стола» С.А. Карпенко ответил на ряд вопросов предпринимателей. Они были разнообразными: какие производства будут востребованы, исходя из экономической политики области? будут ли возмещаться затраты на подключение электроэнергии? будут ли субсидироваться процентные ставки по кредитам, взятым до 2009 года? будут ли поставлены барьеры чиновному произволу? На некоторые вопросы ответил докладчик, проконсультироваться по другим предприниматели получили возможность у сотрудников областной администрации после небольшого перерыва. Кроме того, Сергей Александрович Карпенко выразил готовность дать представителям малого и среднего бизнеса личные консультации по телефону: 8 (4242) 42-26-86, звонить после 18 часов. Более подробную информацию об антикризисной стратегии можно получить на сайте администрации Сахалинской области.
Ольга Князева
Фото автора
 
 
 
 
  Общественно-политическая газета «Восход»