Фото №1
Фото №10
Фото №12
11.25(11)
   
РУБРИКИ
 
 
21.04.2009 СЧИТАТЬ ПЛАТУ ЗА ОТОПЛЕНИЕ ВСЕ НАУЧИЛИСЬ
Теплоснабжение и все, что с ним связано, - вечная тема для журналистов. Потому что вопросов у населения, как показывает практика, меньше не становится. Как в звонках в редакцию признают жители города, им понравилось наше нововведение – рубрика «Задай вопрос чиновнику», которая уже успела стать постоянной. Отсюда и вопросы…
Однако не всегда интерес корсаковцев можно вместить в короткий ответ ответственных людей, и вот вам пример. Недавно в редакцию обратились четверо жильцов дома N 4 по улице Лермонтова, от лица которых составила послание Анна Михайловна Женченко, живущая в квартире 22:
«Мы платим за тепло 2. 817 рублей в месяц. …Почему же мы должны платить полностью за металлолом, ведь плата исчисляется не по температуре в комнатах, не по температуре воды, а по количеству рабочих секций. МУП «ЦРК» выставляет 100% оплаты, исходя из того, что все секции рабочие. А это не так. …
Пример: в комнате 10-секционный радиатор, из них только 2 секции рабочие; в другой комнате 7 секций, все рабочие, в третьей комнате из 11 секций работают 2, на кухне из 8 секций работают 2. Возьмем наш стояк с 1 по 5 этажи. Квартиры 4-комнатные, общей площадью 72 квадратных метра каждая. На такую площадь, видимо по санитарным нормам, поставили 44 секции в квартире. Но, получается, работает из них всего 21 секция. Стояки горячие все.
Некоторые жильцы решили, что батареи засорились, купили новые, поставили во всех комнатах, но ничего не изменилось. Как работала 21 секция из 44-х, так и работает. И пошли жильцы «по верхам»: в Расчетно-кассовый центр, в МУП «ЦРК»: С января по март ходили, но встречали везде неласково. Приходили потом домой специалисты ЦРК и комиссии. Убедились, что половина секций холодная, и пошли другим путем: замерили температуру воды в горячих секциях и температуру в комнатах. Сообщили, что она соответствует нормам».
…Рассказав нам о своих приключениях, жильцы еще просили узнать, в каких домах в Корсакове стоят счетчики тепла, как их можно установить, какая фирма в нашем городе или в Южно-Сахалинске имеет для этого лицензию и устанавливает тепломеры? Суть проблемы мы передали директору МУП «ЦРК» Ольге Гаповой, которая 14 апреля предоставила следующий ответ:
- После обращения в редакцию жителей города, квартира N 22 по ул. Лермонтова, 4 была обследована на температурный режим 13 апреля в 16 часов 15 минут. Квартира 4-комнатная, расположена на 4-м этаже пятиэтажного дома, не угловая. Мероприятия по утеплению квартиры жильцами выполнены. Температура воздуха в зале 26 градусов, 22 градуса в кухне, по 26 градусов в двух комнатах, 24 градуса в третьей комнате. Температура стояков 48, 47, 46, 49, 48 градусов, радиаторов – 45, 43, 46, 29, 46 градусов.  
В зале 8-секционный радиатор, 2 последние секции не прогреваются, температура 29 градусов; на кухне 6-секционный радиатор, две последние секции - 27 градусов; в спальне из 8 секций две последние имели температуру 29 градусов. Во второй спальне из 8 секций радиатор не прогревался; в третьей спальне из 6 секций две последние не прогревались. А. М. Женченко в акте расписалась.
Сегодня утром (14 апреля) мне А. Женченко позвонила, сказала, что приходил начальник отдела, но сама она не согласна с проведенными замерами. Я спрашиваю: у вас в квартире были дополнительные источники обогрева? Нет, не были. Объяснила ей насчет особенностей температурного режима и точности измерения температуры. У Анны Михайловны также было желание обрезать отопление в одной из спален, но на это я разрешения не даю и не дала ни одного за все время работы в должности директора ЦРК.
Там стояк горячий, а температура батареи 29 градусов, нужно просто спустить воздух на пятом этаже или установить кран, мы проведем все необходимые мероприятия.
Затем Анна Михайловна спросила, почему последние два ребра радиатора холодные? Видимо, дело в том, что недостаточно давления, чтобы прогреть полностью весь радиатор. Причин этому явлению несколько. Во-первых, всю зиму котельная N 6, отапливающая этот дом, работала с большущей утечкой до 40 кубометров теплоносителя в сутки (мы приняли этот объект летом прошлого года). Слава Богу, два месяца назад нашли эту утечку и устранили ее.
Кроме того, постоянно негативно сказывается на теплообеспечении жилья огромный разбор воды населением.
- Что можете сказать, Ольга Алексеевна, об установке приборов учета тепла в жилых домах Корсакова?
- В Корсакове ни в одном жилом доме нет теплового счетчика, и фирму, которая занималась бы этим, я в нашем городе не знаю. Несколько лет назад, еще в бытность ОАО «ЦРК», по Советской, 51 и по Корсаковской, 32 проводили капитальный ремонт системы теплоснабжения. Сама была свидетелем, как подрядчик фирмы «Сакура» (нынче она называется «Югстрой») установил в этих домах по одному счетчику тепла.  
Запустили дома в работу, но два месяца люди не получали тепло, как положено. В чем дело, стали думать? Оказалось, именно в приборах учета тепла. Саму причину влияния установленных счетчиков на теплоснабжение домов я не знаю. Возможно, расчетный диаметр трубы был у прибора учета меньше, чем у входной трубы теплоподачи. То есть зауженный диаметр трубы теплосчетчика не позволял снабжать дома теплом в полной мере. Закончилось все тем, что в доме по Советской, 51 мы на свой страх и риск демонтировали этот счетчик, установили трубу диаметром 100 мм, дом сразу же стал обогреваться как надо.
По Корсаковской, 32 мы на себя такую ответственность по демонтажу брать уже не стали, и тогда жители стали обращаться с просьбой: «Уберите счетчик!» - в районную администрацию (прибор учета, опять же, был смонтирован с зауженным диаметром). По просьбе жителей прибор убрали, и теплоснабжение жилья нормализовалось.
А вот какая фирма устанавливала эти приборы, можно узнать в «Югстрое». 
- Ольга Алексеевна, имеет ли вообще смысл устанавливать приборы учета тепла на входе теплоцентрали в жилой дом?
- В целях экономии оплаты, конечно, имеет. Потому что счетчик показывает фактическое количество Гигакалорий тепла, поступившего в дом. Но это общее количество Гигакалорий необходимо каким-то образом распределить между всеми жителями дома. То есть собственникам надо вместе со своей управляющей компанией провести собрание, принять решение об установке счетчика тепла и сразу четко оговорить, каким образом будет общее количество поступившего в месяц тепла распределяться между собственниками для оплаты: может, исходя из количества квадратных метров каждой квартиры, или по количеству ребер в отопительных батареях.
Если они найдут устраивающее всех решение и примут его, торопиться с монтажом счетчика не советую. Сначала надо очень тщательно проверить внутридомовую систему теплоснабжения, при необходимости отремонтировать ее.
И еще вот о чем необходимо сказать. На сегодня население платит за тепло по льготному тарифу, оплачивая 52% от него, а 48% дотирует мэрия. Но что будет в тех случаях, когда мы начнем работать по приборам учета, выставляя счета управляющей компании по потребленным Гигакалориям, сказать затрудняюсь. Во всяком случае, юридические лица, которым мы выставляем счета по факту потребления, оплачивают тариф полностью.
- Велик ли на сегодня разбор горячей воды?
- До 130 кубометров в сутки зимой доходил только по тем домам, которые отапливает котельная N 6. Сейчас разбирают по 60-70 «кубов», причем днем разбор в 5-6 раз больше, чем ночью. При этом общая задолженность населения перед МУП «ЦРК» составляет 27, 2 миллиона рублей, и в условиях, когда люди не оплачивают столь большую сумму, сделать для них все, что хотелось бы, мы не можем – доходы, как вы понимаете, не позволяют.
- Не собираетесь ли для сбора долгов привлекать коллекторские агентства, как сейчас широко принято на материке?
- На прошлой неделе я была на обучающем семинаре, который проводили хабаровчане и в котором участвовал руководитель коллекторского агентства из Москвы. Вполне может быть, что и мы решимся на такой метод взыскания задолженности. 
Но при этом скажу, что все меры, которые можно предпринять, мы на своем предприятии применяем, и результаты появляются. В феврале мы добились рекордного сбора оплаты в 92, 5% (до этого в зимние месяцы сбор доходил до 82 – 86%). Сказалась, в том числе, и большая судебная работа: в неделю оформляем до 20 дел на взыскание долгов.
- Как Вы считаете, 27 миллионов рублей – полностью «мертвый» долг?
- Нет, поскольку половина населения, имеющего долги, – люди добропорядочные, которые в силу небольших доходов не могут оплатить всю сумму в течение отопительного сезона. Поэтому они летом стараются погасить задолженность, чтобы к началу следующего отопительного периода долгов не иметь.
Так, на 1 октября прошлого года задолженность населения составляла 8 миллионов рублей, эти деньги числились за теми, кого мы называем асоциальной группой населения (опустившиеся, пьющие, неработающие). В течение нынешнего отопительного периода в состав МУП «ЦРК» вошли 11 котельных, которые ранее эксплуатировал МУП «Теплосервис». Для погашения долгов мы провели большую работу по аресту имущества по квартирам, эта мера тоже сильно сказалась на повышении процента платежей.
Очень плохо платило, скажем, население Соловьевки, всего 60% было, но в этом месяце получили оттуда 112% оплаты за тепло. К тому же люди видят, что сейчас по их заявлениям и жалобам слесаря оперативно устраняют аварийные ситуации, это тоже один из важных факторов доверия населения к МУП «ЦРК» и роста процента собираемости. Конечно, не обходится в нашей работе без жалоб, и обращение жителей дома N 4 по ул. Лермонтова тому примером. Но каждый раз меры принимаются, аварийные ситуации, за редким исключением, устраняются безотлагательно, и жалоб становится меньше.
 
Беседовал Константин Пальгин
Фото автора
 
 
 
 
  Общественно-политическая газета «Восход»