Фото №7
11.25(11)
   
РУБРИКИ
 
 
25.04.2009 ПЕРВЫЙ БЛИН - НЕ КОМОМ...
обвинения надуманы и безосновательны, ибо редакция всегда старается, по мере необходимости, дать возможность высказаться на страницах газеты по тому или иному вопросу представителям всех политических партий, функционирующих на территории нашего района. Дабы развеять существующее заблуждение, (но не в последнюю очередь и для того, чтобы дать возможность высказать представителям политических партий свою точку зрения на проблемы округа и страны) и родилась идея проведения, впервые в Корсаковском районе, «круглого стола» с участием политических партий, зарегистрированных на территории Корсаковского городского округа. А это, напомним, – «Справедливая Россия», КПРФ, «Единая Россия» и ЛДПР.
Идея родилась не спонтанно, она обдумывалась, взвешивалась целесообразность проведения подобного мероприятия. Не скроем, были и опасения, что эта встреча может перерасти в банальную перепалку, особенно, если знать взрывной характер некоторых наших политических лидеров. Но все-таки пришли к мысли, что эта встреча будет полезна, познавательна, прежде всего, и к тому же даст возможность всем руководителям политических партий, функционирующих на территории нашего района, высказать свою точку зрения на поставленные вопросы, обсудить проблемы, обозначить свои позиции по ним. Забегая вперед, скажу, что наши опасения, слава Богу, оказались напрасными. Встреча прошла (22-го апреля, в редакции газеты «Восход») в спокойной, почти дружеской атмосфере, с беззлобными шутками в адрес друг друга, без особого напряжения. И это уже радует.
Радует и то, что все руководители политических партий откликнулись на наше начинание, отнеслись к нему со всей серьезностью, подготовились к встрече, ведь вопросы, предложенные к обсуждению, были направлены им заранее. Спасибо им за это. В заседании «круглого стола» приняли участие секретарь Корсаковского местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» Д.В. Кошеверов и член этой партии, депутат Собрания городского округа Б.А. Лещук; секретарь Сахалинского регионального отделения КПРФ, секретарь Корсаковского отделения КПРФ А.Т. Кузнецов вместе со своим однопартийцем А.М. Шушаковым, председатель местного отделения политической партии «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь» Ю.Г. Яницкий. Политическую партию ЛДПР представлял А.Ш. Титов, также на заседании «круглого стола» по приглашению координатора партии в Корсаковском районе О.А. Чернышова присутствовал депутат Собрания городского округа А.В. Колодкин. Оставаясь беспристрастными, воздержимся от каких-либо комментариев, высказанных участниками заседания, мнений и позиций, а лишь приведем их в сокращении, сохраняя самую суть.
Первый вопрос, предложенный к обсуждению, звучал так:
«Плюсы» и «минусы» Устава Корсаковского городского округа. Законность его принятия».
Колодкин: Плюсов – мало, зато много минусов. В этом проекте Устава не были учтены интересы избирателей, мнения участников публичных слушаний. Местное отделение политической партии «Единая Россия» и большинство депутатского корпуса, которые являются ее членами, проигнорировали мнение 600 граждан, уважаемых в городе людей, проигнорировали мнение своих избирателей. Это, я думаю, негативно скажется на предстоящих выборах. Люди поймут, какие партии реально защищают интересы жителей района, а какая – принижает достоинство людей.
Кошеверов: Какие «плюсы» и «минусы» могут быть у документа, определяющего правила? Главный «плюс» - что, наконец-то, мы его приняли. Потому что изменилось федеральное законодательство, и тот Устав, по которому мы жили и работали, не предусматривал всех тех норм, которые требовались по законодательству. В связи с этим возникали проблемы, в первую очередь, у исполнительной власти, у муниципальных предприятий и у граждан. Принятие и регистрация Устава сняли большинство из них. Хотя на сегодняшний день отсутствуют, скажем так, некоторые подуставные нормативные акты, которые тоже необходимы в продолжение Устава. Но «плюс» в том, что на базе этого Устава можно строить эту работу, заложен фундамент. Поэтому призываю все партии к тому, чтобы дальше эти регуляторы, нормативные документы разрабатывать совместными усилиями. Вступлю в дискуссию – есть разные способы публичного обсуждения, и я считаю, что демократическая процедура обсуждения Устава была достаточно широкой. Обсуждения проходили и в селах, и на предприятиях, и высказывались мнения зачастую диаметрально противоположные.
Поэтому здесь вступает в силу закон демократии, который говорит, что районное Собрание – это тот исключительный орган, который принимает Устав и принимает его большинством голосов. Так что с точки зрения законодательства здесь все достаточно прозрачно и чисто. Да, я согласен, что это плохо, когда в РС практически нет представителей других партий. И именно этот Устав, и это его огромный «плюс», дает практически гарантированную возможность пройти в РС представителям других партий, как по спискам, так и по округам. Когда в представительном органе представлены все партии, демократия от этого только выиграет, и вероятность нормативной ошибки снижается.
Яницкий: РС не является высшим органом волеизъявления граждан г. Корсакова. И поэтому прежний Устав был принят на референдуме. И нынешний, по моему мнению, должен был быть принят на референдуме. Это право граждан принимать такой важный документ. Устав является все-таки внутренним документом, в котором расписаны и действия, и обязанности. И права, и ответственность как исполнительной, так и представительной власти. Сам Устав принимался долго. Это о чем говорит? Что все время в нем были какие-то противоречия, где не могли сойтись интересы представительного и исполнительного органов. Сравнивая оба Устава, убеждаюсь, что все равно ответственность депутатов в них не прописана так, как хотелось бы гражданам. Потому что практика показывает, что избранный депутат мог отсутствовать в течение восьми месяцев, и его никак нельзя было заменить. В новом Уставе нужно было четко прописать обязанности депутата, в каком случае он может быть отстранен от депутатской деятельности. Процедура, прописанная в новом Уставе по этому поводу, мне не нравится. Ну, а в остальном, Устав как Устав. «Минусы» - что долго принимался и не был принят на референдуме. А еще – мы говорили на публичных слушаниях о двух пятимандатных округах, а в принятом Уставе появились пять двухмандатных. Это лишние затраты.
Кузнецов: Я полностью согласен с той позицией, которую высказал г-н Яницкий в отношении законности принятия Устава. У нас есть Конституция РФ, ст. 3, которая говорит о верховенстве референдума. И прежний Устав был принят на референдуме. И подменять волеизъявление, высказанное на нем, никому не позволено. Тем не менее, я согласен с г-ном Кошеверовым, что многие положения в прошлом Уставе устарели, их надо менять. Но для этого есть определенные механизмы, которые нам предоставлял и прежний Устав, т.е. вносить поправки, изменения. И за тот период работы практически могли внести много поправок для того, чтобы он был приведен в соответствие с теми положениями и законами, которые были приняты в последнее время. Мало того, этот Устав был принят в не совсем подходящее время – как раз развился кризис, и у нас недостаточно много денег для того, чтобы решать вопросы, в том числе и те, что связаны с перерегистрацией Устава, переименованием, внесением изменений в регламентирующие и учреждающие документы, которые придется всем переделывать. А это определенные финансовые затраты. Это – «минус» - такое поспешное принятие Устава. Еще там вносится ряд комитетов, имеется в виду аппарат РС, контрольно-ревизионная комиссия, которые потребуют дополнительных финансовых затрат для обеспечения их работы.
Шушаков: Можно было бы принять Устав более демократичным путем. Референдум – наиболее демократичная процедура принятия Устава. И самое обидное мне, как избирателю, что те предложения, которые я подавал на публичные слушания, их было 14, и которые поддержали большинство присутствующих, не нашли отражения в Уставе. Это говорит о том, что практически правящая партия не прислушивается к мнению своих избирателей, которые высказывают свои предложения. Это и есть огромный «минус».
Титов: Голосование должно быть по партийным спискам. Когда проходит весь блок, они полностью будут отвечать за ту программу и те законы, которые будут проводить в жизнь. А так получается, что, если 15 голосов – одна партия, а другая представлена одним, что он может сделать против большинства? Просто его голос будет принят к сведению, а результат – нулевой.
По условиям заседания «круглого стола», оговоренным заранее, каждый из присутствующих имел право на реплику. Этим правом воспользовались:
Кузнецов: Более ста поправок было предложено на публичных слушаниях, и ни одна из них не была учтена в Уставе. Поэтому законность принятия Устава у меня вызывает большие сомнения.
Кошеверов: Если есть сомнения, то мы живем или, по крайней мере, стараемся построить гражданское общество, а потому давайте оставим последнее слово за судом. Есть сомнения, обращайтесь в суд. А просто засылать эти сомнения через прессу населению и практически призывать его к неподчинению этому Уставу, я считаю, это не совсем политически верно в сегодняшней ситуации.
Шушаков: Учитывая всю пре-дысторию, я думаю, наши избиратели сделают правильный вывод и на предстоящих выборах выберут тех депутатов, которые смогут поправки, озвученные на публичных слушаниях, внести в новый Устав.
Яницкий: Согласен и с Кузнецовым, и с Кошеверовым. РС преодолело вето запрета мэра, он имел право обратиться в суд, но не обратился, значит, все законно.
Кошеверов: У меня предложение - пусть после обсуждения каждый назовет ту поправку, которую он считает самой необходимой для внесения в Устав. (Согласитесь, хорошее предложение, но какова его судьба – узнаете ниже. – прим. автора).
Колодкин: Считаю, что при принятии этого Устава совершено определенное преступление против жителей Корсаковского района. Все мы прекрасно знаем, что произошла подмена в Уставе. Подмена, когда жители получили опубликованный Устав, в котором предлагалось проводить выборы по двум пятимандатным избирательным округам. А в конечном итоге, когда этот Устав выходит с регистрации Минюста оказывается пять двухмандатных округов. Что происходит? В проекте не было, на сессии не обсуждалось, изменения не вносились, и вдруг публикуется то, чего не было. Это, конечно, огромное нарушение. Я считаю, каждый житель нашего района вправе обратиться в суд. Это большой «минус» в Уставе – люди обмануты. Нарушен закон, я думаю, это все-таки уголовное преступление, и в конечном итоге кто-то за это понесет ответственность.
 Какая система выборов наиболее приемлема для Корсаковского городского округа? Почему?
Колодкин: У нас небольшой городской округ, многие из нас здесь родились, выросли, люди строили этот город. И когда мы говорим о выборах в РС, то, я убежден, мы должны выбирать непосредственно человека, которому этот город, его дальнейшая судьба не безразличны. Поэтому выборы по партийным спискам у нас, на мой взгляд, неприемлемы. Опять-таки, партия «Единая Россия», если учитывать то, что происходило за эти 4 года, учитывать отношение людей к нынешнему депутатскому корпусу, всячески пытается остаться на плаву. Люди пойдут голосовать за правящую партию, не зная, за кого конкретно они голосуют. Тут партия власти, как мне кажется, «передавила» ситуацию, воспользовалась своим большинством в РС и «протащила» ту систему выборов, которая нужна непосредственно им.
Лещук: Областная Дума рассмотрела систему выборов в муниципальных образованиях, я думаю, что Устав будет приведен в соответствие с этим. По-другому мы просто не можем.
Кошеверов: У нас есть 131-й закон, ряд законов, определяющих положения о выборах. Мы твердо убеждены, что в новом Уставе прописана самая демократичная система выборов для муниципальных образований. Потому что она учитывает мнения таких людей, как Колодкин - надо выбирать личностей. Пожалуйста, половина им представлена, выдвигайтесь, личности. А половина – для политических партий. Сделано это с тем, что по новому Уставу «Единая Россия» никогда не получит 16 голосов, как произошло на предыдущих выборах. По партийным спискам, как минимум, 3 места получит КПРФ, 1-2 – ЛДПР, 1-2 – «Справедливая Россия». Эта система предоставляет возможность максимальному количеству политических взглядов быть представленными в РС. И, самое главное, при этом не дать ни одной партии быть подавляющей.
Кузнецов: Рад, что у нас в РС собрались грамотные и знающие депутаты, которые даже вперед областного закона приняли наш Устав, который уже определили систему выборов по Корсаковскому району. Однако соглашусь с Колодкиным, что мажоритарная система наиболее выигрышна и демократична. Сегодня же наполовину будут урезаны права простых граждан на участие в выборах.
Шушаков: У нас в избирательном законодательстве закладывается норма неравного участия в выборах. Льгота в данном случае предоставляется партиям, остальное население – в ущербе. Это несправедливая система, выборы должны быть более демократичны.
Титов: Однозначно, что нужно голосовать по партийным спискам. Потому что, если кто-то из прошедших в депутатский корпус не справится со своими обязанностями, его всегда можно заменить следующим членом партии, который идет по списку. И потом, партия ответственна за тех депутатов, которых она делегировала. Если же человек беспартийный, он может выдвинуть свою кандидатуру по одномандатным округам. Это позволит заинтересовать людей, подвигнуть их к более активному голосованию.
(Окончание следует)
 
Полина Фелицына
Фото автора
 
 
 
 
  Общественно-политическая газета «Восход»