Фото №4
Фото №1
11.25(11)
   
РУБРИКИ
 
 
10.11.2009 «НЕ ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ НАС..."
   Необходимое отступление:
   Люди старшего и среднего возрастов прекрасно помнят лозунг-призыв (читай – обещание. Прим. Ю. Фел.) партии коммунистов перестроечных времен: «К 2000 году каждой советской семье – отдельную квартиру!» Если учесть тот факт, что в стране к этому времени миллионы советских семей стояли в очередях на получение квартир, то призыв был для своего времени весьма актуальным. Актуален он и сегодня. Но как-то незаметно, исподволь к проблеме получения новых квартир прибавилась еще одна – по всей стране постепенно стал приходить в упадок старый жилищный фонд и переходить в категорию «ветхого аварийного жилья», в котором людям уже невозможно   (и нельзя) проживать. Понимая всю важность и актуальность проблемы, в 2007 году Правительство России выделило на «первичный ремонт» и переселение граждан из аварийного жилья поистине астрономическую сумму – 240 миллиардов рублей.
   Управляет этими деньгами (выделяет регионам РФ, следит за тем, как их тратят) специально созданная государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Фонд работает согласно специально принятому Федеральному закону «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» до 1 января 2012 года. За это время и планируется потратить все 240 млрд рублей.
   В 2005 году Законом Сахалинской области была утверждена областная Целевая программа «Переселение граждан, проживающих в Сахалинской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2005 - 2015 годах». Этой программой предусматривались разработка и реализация муниципальных программ по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда с учетом концепций развития территорий, на которых сосредоточено ветхое и аварийное жилье в городах и населенных пунктах области.
   В каждом из регионов России – свои особенности и свои возможности.
Так, к примеру, Москва не зависит от федеральных денег. Здесь программа по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья выполняется за счет инвестиционных контрактов. Да и в качестве так называемого «ветхого аварийного жилья» в Москве выступают не многострадальные деревянные бараки и дома, все сроки эксплуатации которых прошли еще в конце прошлого века, а… пятиэтажки.
   Жители сносимых пятиэтажек переселяются в новостройки, возведенные в их же районе, то есть в районе снесенного дома.   
   Сахалинская область, в свою очередь, зависит от федерального бюджета, соответственно и средства из «Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» поступают в область и далее в муниципальные образования в ограниченном количестве и при выполнении ряда условий. О том, как на сегодняшний день в Корсаковском городском округе обстоят дела с переселением граждан из ветхого и аварийного жилья, какие условия необходимо выполнить для того, чтобы принять участие в областной Целевой программе «Переселение граждан, проживающих в Сахалинской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2005 - 2015 годах», реальны ли сроки ее выполнения и о многом другом ваш корреспондент беседует с заместителем главы муниципального образования, руководителем правового управления администрации Зинаидой Карповой.
«Хотелось бы больше «позитива»…»
   - Зинаида Владимировна, как на данный момент обстоят дела с переселением граждан из ветхого и аварийного жилья, какие условия необходимы для того, чтобы жители «аварийного жилья», наконец-то, «смогли вкусить» хоть часть благ цивилизации?
   - Одним из обязательных условий участия в областной целевой программе «Переселение…» является наличие в муниципальном образовании собственной целевой программы. В силу ряда объективных причин программа «Переселение граждан, проживающих в Корсаковском районе, из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2009-2015 годах» была утверждена постановлением мэра только в конце прошлого года. Программа разбита на несколько этапов. На первом этапе, 2009 год, необходимо произвести полный учет аварийного жилищного фонда города, определиться с потребностями граждан в жилищном фонде, сформировать реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и, основное, - какие средства необходимы для успешной реализации данной Программы.
    Второй этап выполнения Программы включает в себя приобретение жилья на вторичном рынке, поэтапное переселение граждан и снос непригодного для проживания жилищного фонда, и, что вполне возможно, строительство нового жилищного фонда. В 2015 году – подведение итогов по реализации муниципальной Программы. Но это не говорит о том, что в 2015 году данная Программа будет выполнена в полном объеме, и все нуждающиеся граждане будет переселены из ветхого аварийного жилья. В дальнейшем действие этой Программы будет либо продлеваться, либо на ее базе будут приниматься новые Программы.
   - С чем связано такое затягивание выполнения Программы? Ведь людей можно понять – жить дальше в таких ненормальных условиях и дальше, по сути дела, невозможно…
   - Целиком и полностью с Вами согласна. Но, к сожалению, не все зависит от нас. Судите сами. В муниципальном образовании Корсаковского городского округа по состоянию на 1 октября 2009 года 1450 жилых помещений являются либо ветхими, либо аварийными, либо непригодными к дальнейшему в них проживанию. В данном жилищном фонде проживает соответственно 1450 семей – по учетным данным это 3849 человек. Общая площадь ветхого и аварийного (непригодного) жилищного фонда – 55786 квадратных метров. Расчетная площадь жилья, необходимого для переселения всех нуждающихся граждан, составляет 57735 квадратных метров. Для полного удовлетворения потребности в переселении жителей Корсаковского района необходимо 2 миллиарда 598 миллионов рублей. О чем говорит эта цифра? В 2009 году в местном бюджете на реализацию Программы «Переселение» предусмотрено 4 миллиона 100 тысяч рублей, в областном же бюджете на реализацию этой же Программы для Корсаковского городского округа было предусмотрено 5 миллионов рублей. Почувствуйте разницу – два с половиной миллиарда, с одной стороны, и девять миллионов - с другой.
   - И как муниципалитет распорядился этими средствами?
   - На эти средства в этом году мы смогли приобрести с аукционов на вторичном рынке жилья шесть квартир. Три из них уже оплачены и предоставлены гражданам, еще три квартиры будут приобретены в первой половине ноября. Все эти квартиры предназначены исключительно для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Помимо этого, в этом году мы переселили еще 15 семей, проживавших в ветхом и аварийном жилье, за счет освободившегося муниципального жилищного фонда, а также за счет передачи государственных квартир в муниципальную собственность. Итого, 21 семья жителей города (62 человека) переехали жить в нормальные условия.
   - Что жителей ветхого и аварийного жилья ожидает в следующем году?
   - Как бы нам ни хотелось ускорить процесс переселения граждан, хочу сказать, что в 2010 году, хотя это еще и предварительные цифры, финансирование Программы будет такое же, как и в этом году. Хотя проект бюджета на рассмотрение Собрания городского округа еще не вносился, в нем заложены те же самые 4 миллиона рублей, что и в нынешнем году. Полагаю, что и из областного бюджета будут выделены деньги – вся информация о необходимых средствах и пакет документов предоставлен в департамент ТЭК ЖКХ области, который является получателем и распределителем денежных средств на реализацию областной Программы.
   - Финансирование Программы несопоставимо с потребностями. Сколько же лет понадобится муниципалитету, чтобы переселить людей из ветхого аварийного жилья?
   - Сколько лет потребуется – каждый может подсчитать самостоятельно. Я же могу сказать одно: если Программа будет и дальше финансироваться такими же темпами, то ее выполнение к 2015 году попросту нереально. И такое положение дел – во всех муниципальных образованиях Сахалина. Что говорить, если в 2010 году на выполнение Программы «Переселение…» на все муниципалитеты области предварительно заложено около 80 миллионов рублей.
   - Неужели нет выхода из создавшегося положения?
   - Альтернативой Программе является строительство муниципалитетом жилых домов, – данный вопрос сегодня прорабатывается мэром города. В настоящее время оформляются участки для строительства многоквартирных домов во 2-м Микрорайоне. Если нам удастся начать строительство жилых домов, то в числе прочих получателей квартир будут и граждане, которые являются «участниками» Программы.
   - И все-таки, согласитесь, два-три построенных дома не решат проблему переселения граждан из ветхого аварийного жилья…
   - Да, в принципе, так оно и есть. Наш муниципалитет, как и все остальные муниципальные образования Сахалинской области, считает, что без участия   федерального бюджета проблема для Сахалинской области является неподъемной. А проблема переселения, подчеркну, со всей остротой стоит абсолютно перед всеми районами области.
   - Хотелось бы услышать о том, как реально принимаются решения, каким семьям отдается предпочтение?
   - Конечно, принимать решение достаточно сложно. Практически в каждом конкретном случае до решения вопроса о предоставлении квартиры к гражданам, проживающим в аварийном либо непригодном жилье, выезжает комиссия. Кому-то жить в аварийном доме уже просто невозможно, необходимо принимать срочные меры. А кто-то еще, как ни цинично это звучит, может «перезимовать» в своем жилье. Не знаю, может это и неправильно, но в первую очередь мы стараемся помочь семьям, где есть маленькие дети. Пришла   комиссия в один из бараков, а он весь уже перекосился, потолок висит, полы в комнатах буквально вспучены. Ребенку девять месяцев, ему надо учиться ходить, а он вынужден сидеть в кроватке – ни поползать, ни поиграть на полу нельзя – сквозняк так и гуляет по комнате, а по вспученным полам ходить не очень-то научишься. Конечно, этой семье квартира была предоставлена, из нескольких рассматриваемых на комиссии кандидатур была выбрана именно эта семья. Позитива, мягко говоря, в этом вопросе маловато, но мы, поверьте, делаем все, что от нас зависит, работа проведена и проводится большая. Но, повторюсь, к сожалению, не все зависит от нас…
 
Беседовал Юрий Фелицын
 
 
 
 
  Общественно-политическая газета «Восход»