Фото №1
11.25(11)
   
РУБРИКИ
 
 
01.12.2009 НЕСМОТРЯ НА ОБЪЕКТИВНЫЕ ТРУДНОСТИ...
   Чуть больше месяца оставалось до окончания нынешнего финансового года, когда мы 25 ноября встретились с заместителем главы муниципального образования, руководителем финансового управления Евгением Пилюшенко. Ибо уже подготовлен проект местного бюджета на 2010 год, и, конечно, было очень интересно узнать, что же он несет населению Корсаковского городского округа, принимая во внимание ряд проблем, возникших в связи с финансовым кризисом и его последствиями. 
   - Как известно, каждый год до 15 ноября должен быть внесен на рассмотрение депутатского корпуса проект местного бюджета на очередной год, как это предусматривают нормы бюджетного законодательства, - начал беседу Евгений Иванович. – Так произошло и на сей раз: 12 ноября мэр Корсаковского городского округа Лада Мудрова подписала письмо о внесении проекта местного бюджета на 2010 год в представительный орган, и на следующий день проект был передан в Собрание Корсаковского городского округа со всеми необходимыми материалами, документами, которые требует от нас бюджетное законодательство. 
  Скажу вкратце, что формирование нового бюджета началось в мае нынешнего года на основании соответствующего постановления мэра, была проведена плановая работа, и об итогах этой работы предлагаю поговорить более подробно.
БЮДЖЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СНИЖАЮТСЯ
   - Что в связи с этим можете отметить в первую очередь, Евгений Иванович?
   - То, что у нас, так же как и по области в целом, снижаются бюджетные показатели по сбору доходов. Мы не стали исключением: проектные показатели бюджета-2010 у нас немного ниже, чем те, что были в 2009 году. Есть на это объективные причины, я вкратце остановлюсь на них чуть позже.
Независимо от того, что основные параметры местного бюджета на 2010 год немного ниже, в среднем на 5% от первоначального бюджета 2009 года и на 10% от уточненных показателей, мы все же продолжаем выдерживать стратегическую линию местного бюджета, ориентируя его, как и в прежние годы, на максимально эффективное решение социальных задач. В проекте бюджета на 2010 год эта социальная направленность даже немного усилена.  
   - Как спланирован местный бюджет на будущий год?
   - Общий объем прогнозируемых доходов составляет 1 миллиард 418 миллионов 988 тысяч рублей, а общий объем расходов местного бюджета планируем в 2010 году в сумме 1 миллиард 466 миллионов 721 тысяча рублей, с дефицитом в 47 млн 733 тысячи рублей.
ОРИЕНТИРУЕМСЯ НА КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
   - Что нового мы можем увидеть в проекте бюджета на 2010 год?
   - В первую очередь, нам увеличили дополнительный норматив отчислений по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), регулируемый областным законодательством, с 5,64 процента в 2009 году до 15,74 процента в 2010 году.
   Во-вторых, в 2010 году меняется сам подход к доходам наших бюджетных учреждений, которые получают и будут получать в будущем году от оказания платных услуг. Эти средства будут включены в доходную часть местного бюджета.
   И третье нововведение, что самое важное, это переход, начиная с 2010 года, к бюджетированию, ориентированному на результат, то есть переход от управления затратами к управлению результатами. Это новое направление предполагает формирование муниципальных заданий, на основе которых можно прогнозировать конечный результат деятельности бюджетных учреждений, и первые шаги в этом направлении нами были уже сделаны в этом году. Так, постановлениями мэра утвержден Порядок формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания, а также методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание муниципальных услуг. И буквально на днях под это дело мы приобрели программное обеспечение.
ДОХОДЫ БУДУТ МЕНЬШЕ, ЧЕМ В ЭТОМ ГОДУ
   - Как составлена доходная часть местного бюджета-2010? Что еще, кроме кризиса, повлияло на ее сокращение?
   - Как я уже говорил, прогноз доходов составляет 1 млрд 418 млн 988 тысяч рублей, из них налоговые и неналоговые доходы составляют 580 млн 346 тыс. рублей, безвозмездные поступления – 838 млн 642 тыс. рублей. Как видите, наибольшую долю в доходах составляют безвозмездные поступления, то есть финансовая помощь из областного бюджета. Подобная зависимость наблюдается на протяжении ряда лет, и она увеличивается одновременно с ростом финансовой помощи.
   Хотя (и более подробно я об этом скажу ниже) она на будущий год несколько ниже запланированного.
Несомненно, финансовый кризис является основной причиной снижения доходов и прогнозных показателей, а, кроме него, - окончание строительства завода СПГ/ТОН в Пригородном, которое очень сильно повлияло на формирование доходов на 2010 год и именно в нашем муниципальном образовании.
В первую очередь, это резкое сокращение среднесписочной численности работников - участников строительства завода, и, во вторую очередь, подрядные организации, принимавшие участие в возведении данного объекта, завершили свои работы на территории Корсаковского района, что привело к сокращению налогоплательщиков на нашей территории и, соответственно, к уменьшению налогового потенциала муниципального образования.
    Кроме того, на снижение доходов повлияло сокращение межбюджетных трансфертов, то есть областной помощи. Приведу ряд примеров, чтобы не быть голословным.
Если в 2009 году нам было предусмотрено оказание помощи из областного бюджета на капитальный ремонт объектов социальной сферы в объеме 70 млн 629 тыс. рублей, на проезд в отпуск работникам бюджетной сферы – 3 млн 549 тыс. рублей, на мероприятия по ремонту объектов благоустройства – 27 млн 24 тыс. рублей, на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры – 27 млн 700 тыс. рублей и т.д., то в 2010 году такой поддержки из области у нас уже не будет.  
   - Какие суммы предполагаете получить от уплаты налогов?
   - По НДФЛ планируем получить доходы в сумме 349 млн 507 тыс. рублей, со снижением к уровню 2009 года на 4,2%. О причинах говорил выше, отмечу только, что удельный вес НДФЛ в налоговых и неналоговых доходах по-прежнему самый высокий – 60,3%. План очень напряженный, и за счет усиления администрирования по этому налогу мы надеемся выполнить наши планы.
   По единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности прогноз 29 млн 178 тыс. рублей, с ростом к уровню 2009 года на 26,3%. Рост обусловлен повышением коэффициента-дефлятора, необходимого для расчета налоговой базы, так называемого коэффициента К1, который на 2010 год, в соответствии с приказом Минэкономразвития, повышается на 12,8 %.
   По единому сельскохозяйственному налогу планируем получить в местный бюджет 2 млн 253 тыс. руб., с ростом к 2009 году в 7,7 раза. Столь большой рост обусловлен изменениями налогового законодательства, которые позволяют предприятиям рыбопромышленного комплекса переходить на уплату данного налога, что и было сделано в нынешнем году рядом таких предприятий.
По налогу на имущество физических лиц планируем получить 1 млн 780 тыс. руб., рост к 2009 году прогнозируем на 33,5%, в основном за счет прироста налогоплательщиков в связи с активной приватизацией жилья.
   Земельный налог планируем в сумме 1 млн 375 тыс. рублей с ростом к 2009 году на 5,8%.
    По сбору государственной пошлины рассчитываем получить 5 млн 835 тыс. руб., с ростом к 2009 году на 6%. Вот основные показатели налоговых доходов нашего бюджета на 2010 год.
   Что касается неналоговых доходов, то основные источники остались прежними: арендная плата за земли всех категорий, аренда имущества, плата за негативное воздействие на окружающую среду и штрафы. По арендной плате за земельные участки мы прогнозируем получить 101 млн 200 тыс. руб., с ростом к 2009 году на 7,4% за счет увеличения количества предоставляемых в аренду земельных участков. Удельный вес этих платежей в налоговых и неналоговых доходах составляет 17,4%.
   Доходы от аренды муниципального имущества запланированы в объеме 11 млн 038 тыс. руб., тоже с ростом к нынешнему году на 30,9% за счет усиления администрирования по данному виду доходов.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду запланирована в объеме 2 млн руб., со снижением на 46,6%, связанному с сокращением налогоплательщиков и, в первую очередь, участников строительства завода СПГ/ТОН в Пригородном.
   Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государству запланированы в размере 65 млн 12 тыс. рублей. Как я говорил выше, здесь отражены доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями.
   Доходы от продажи материальных и нематериальных активов планируем в сумме 250 тыс. руб. за счет продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
От штрафов, санкций и возмещения ущерба прогнозируем доход в 9 млн 910 тыс. руб., с ростом к 2009 году на 15,3% за счет увеличения размеров применяемых административных штрафов, которые, как известно, часто меняются, в основном в сторону увеличения.
   Вот вкратце все те доходы, за счет которых будет жить наш городской округ и за счет чего будет осуществляться финансирование расходов, связанное с решением всех вопросов местного значения.
ЧЕМ ПОМОЖЕТ ОБЛАСТЬ?
   - Евгений Иванович, нельзя ли поподробнее остановиться на безвозмездных поступлениях из областного бюджета?
   - Общий объем безвозмездных поступлений равен 821 миллиону 372 тыс. руб., это 57,9% в общем объеме доходов местного бюджета на будущий год. Как видите, более, чем наполовину, зависим от области. Если сравнить с 2009 годом, то здесь снижение на 7,3%.
Так, дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности в следующем году «подросла» по сравнению с 2009 годом на 10, 7% и составит 17 млн 80 тыс. рублей.
   Средства Регионального фонда компенсаций, направляемые на реализацию отдельных государственных полномочий, переданных муниципальному образованию, предусмотрены в объеме 105 млн 245 тыс. рублей, также с ростом к 2009 году почти на 91%.
   А вот Региональный фонд софинансирования на следующий год сформирован со снижением к уровню 2009 года на 21, 6%, и составит он 469 млн 988 тыс. руб.
   И последнее – иные межбюджетные трансферты, которые предусмотрены в размере 229 млн 59 тыс. руб., с ростом в 1,7%. Эти средства заложены на реализацию основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях.
   Я не буду останавливаться детально, тем более, что проект местного бюджета на 2010 год был опубликован в газете «Восход», где подробно указаны цели и объемы предусмотренной нам финансовой помощи.
   - Не придут ли на выручку финансовым потерям местного бюджета-2010 резервы, как это было еще недавно?
   - К сожалению, резервы закончились практически одновременно с разработкой шельфовых проектов, с окончанием строительства завода СПГ/ТОН. Сейчас нужно рассчитывать только на собственные силы, и речь можно вести исключительно об увеличении отдельных показателей, формирующих доходную часть местного бюджета, а это, в свою очередь, является наращиванием налоговой нагрузки на наших налогоплательщиков, но, опять же, это палка о двух концах. Что можем получить, в конечном счете? Либо уменьшение числа налогоплательщиков, что вполне закономерно, либо просто неуплату налогов, а попросту уход в «тень». То есть определенный баланс обязательно должен быть соблюден. Должна быть реальная планка, нужен тщательный анализ, мониторинг, чтобы по каким-то позициям плавно увеличивать налоговую нагрузку.
   И я надеюсь, что в этом вопросе мы найдем поддержку у вновь избранного депутатского корпуса, который, как я надеюсь, с новыми силами и мыслями активно будет помогать нам работать над пополнением местного бюджета. 
РАСХОДЫ СНИЖАЮТСЯ НА 10,9%
   - Теперь, полагаю, можно подробно поговорить о расходах местного бюджета на предстоящий год?
   - Общий объем расходов местного бюджета на 2010 год планируется в сумме 1 млрд 466 млн 721 тыс. рублей, что на 10,9% меньше уточненных показателей местного бюджета на 2009 год.
   Снижение расходов, в первую очередь, обусловлено снижением поступлений по НДФЛ, а также сокращением межбюджетных трансфертов, предусмотренных местному бюджету на будущий год.
   Однако хотел бы отметить, что, несмотря на уменьшение объема поступлений собственных доходов, мы смогли сохранить за бюджетом статус «социально направленного» и, в первую очередь, мы не только сохранили, но и увеличили его социальную составляющую.
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА – ВЕЧНЫЙ  ПРИОРИТЕТ
   - Евгений Иванович, известно, что один из самых главных приоритетов бюджетного финансирования – социально-культурная сфера…
   - Да, совершенно верно, мы на протяжении многих лет стараемся наращивать социальную составляющую каждого бюджета, и на следующий год удельный вес расходов, направляемых на социально-культурную сферу, в общем объеме расходов бюджета возрастает с 66,5% до 69,8%.
Приоритетными статьями расходов в 2010 году остаются заработная плата работников бюджетной сферы, расходы, связанные с обеспечением медикаментами и продуктами питания, расходы по проезду в отпуск, а также на оплату коммунальных услуг учреждений образования, здравоохранения и культуры.
Не надо забывать, что в этом году мы с 1 августа перевели работников бюджетной сферы на новые условия оплаты труда, которые позволили нам в среднем увеличить зарплату на 10%, и этот рост в 2010 году нами обеспечен соответствующими финансами. 
   Если говорить в целом, то предполагается направить на выплату заработной платы и единого соцналога 560 млн 467 тыс. руб., то есть 38,2% всех расходов. Это очень большая сумма. На оплату проезда к местам использования отпуска и обратно работникам бюджетных учреждений – 5 млн 856 тыс. руб. Надеемся, что, как и в этом году, область нам поможет в этом направлении. На обеспечение бюджетных учреждений медикаментами – 3 млн 526 тыс. руб., на обеспечение бесплатным питанием учащихся – 19 млн 737 тыс. руб., из них на питание учащихся в группах продленного дня – 2 млн 36 тыс. руб., на питание больных – 2 млн 512 тыс. рублей. В полном объеме заложили средства на оплату коммунальных услуг наших бюджетных учреждений – 55 млн 96 тыс. руб.
   Это, так сказать, приоритетные текущие расходы, но необходимо отметить, что мы продолжим в 2010 году вкладывать бюджетные средства в капитальные расходы. Так, продолжим приобретать технологическое оборудование для организации горячего питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях, и на эти цели в бюджете предусмотрено 1 млн 927 тыс. рублей. На мероприятия по противопожарной безопасности в муниципальных общеобразовательных учреждениях – 1 млн 150 тыс. рублей, часть средств направим на аттестацию рабочих мест в образовательных учреждениях, но, к сожалению, на следующий год объемы бюджетных средств на капитальные ремонты объектов социально-культурной сферы будут ниже, чем в этом году, и на это, как я уже говорил, есть объективные причины. Так вот, в следующем году мы планируем направить на эти цели 16 млн 338 тыс. рублей плюс еще на проведение текущих ремонтов планируем 8 млн 982 тыс. руб.
   Следует также отметить, что в 2010 году предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований на осуществление действующих и планируемых муниципальных программ; в целом на их реализацию планируется направить 32 млн 664 тыс. рублей, с ростом к 2009 году на 16,2%. 
Беседовал  Константин Пальгин
Окончание следует
 
 
 
 
  Общественно-политическая газета «Восход»