Фото №9
Фото №9
Фото №6
Фото №13
11.25(11)
   
РУБРИКИ
 
 
17.03.2010 КРИЗИС КРИЗИСОМ, А ОКРУГ РАЗВИВАЕТСЯ...
Январь-февраль – месяцы, когда традиционно подводятся итоги года минувшего, выявляются «плюсы» и «минусы» в работе, и когда ставятся задачи на год грядущий. Вот поэтому-то наша встреча с заместителем главы муниципального образования, руководителем финансового управления администрации Корсаковского городского округа Е.И. Пилюшенко в рамках рубрики «Итоги года» была посвящена подведению итогов социально – экономического развития округа в 2009-м году и итогам исполнения местного бюджета. Надо сразу отметить, что на протяжении всего года жители района регулярно получали информацию и со страниц нашей газеты, и с экранов телевизора об основных, значимых мероприятиях, проводившихся в округе. Поэтому Евгений Иванович сразу же констатировал, что расскажет вкратце об основных итогах работы:
- Социально-экономическое развитие Корсаковского городского округа на протяжении 2009 года складывалось в условиях нестабильной экономической ситуации, связанной с воздействием мирового финансово-экономического кризиса, который не мог не затронуть и муниципальную экономику. Кроме экономического кризиса на итогах социально-экономического развития городского округа сказалось и окончание строительства завода СПГ, что, прежде всего, отразилось на конечных результатах работы предприятий строительной отрасли. Так, объем выполненных работ предприятиями этой отрасли снизился по сравнению с прошлым годом на 61,5 процента. По этим же причинам отмечен значительный спад объемов на предприятиях, осуществляющих добычу полезных ископаемых (на 41,2 процента к уровню 2008 года). По сравнению с 2008 годом снижена и инвестиционная активность на территории нашего округа. В 2009 году в экономику Корсаковского городского округа поступило 11,9 процента от объема инвестиций, привлеченных в 2008 году, и всего лишь 1,2 процента инвестиций от привлеченных в экономику Сахалинской области. Уменьшился объем грузовых и пассажирских перевозок всей нашей транспортной отрасли, на 7,8 процента произошло снижение численности работающих на предприятиях округа.
И, тем не менее, хочется отметить, что один из основных показателей, характеризующих производственно-промышленный потенциал района – объем промышленного производства, несмотря на негативные последствия кризиса, увеличился по сравнению с 2008 годом на 35,8 процента и составил 3724,8 млн рублей.
Добавлю, что Корсаковский городской округ занимает четвертое место среди муниципальных образований Сахалинской области по объему промышленного производства, в то время как в 2008 году был еще на шестом месте.
- Евгений Иванович, что помогло достичь таких результатов?
- Прежде всего, здесь свою роль сыграла рыбопромышленная отрасль, которая является основной в экономике округа и занимает 71,1 процента в структуре промышленного производства. Если говорить о добыче рыбы и морепродуктов предприятиями округа, то она составила 84,8 тыс. тонн, что превышает показатель 2008 года в два раза, а в общем объеме добычи по Сахалинской области составляет 12,9 процента. Что касается выпуска продукции, то здесь предприятия рыбной отрасли превзошли не только показатели 2008 года по нашему округу, но и опередили другие муниципальные образования Сахалинской области, которые прежде занимали лидирующие позиции. Так, за 2009 год нашими предприятиями произведено товарной пищевой рыбной продукции на сумму 1427,1 млн рублей, что в 2,6 раза выше уровня прошлого года.
Кроме того, высокие темпы роста отгруженной продукции наблюдаются на предприятиях, осуществляющих химическое производство, осуществляющих лесозаготовки и предоставление услуг в этой области, ремонт машин и электрооборудования. Рост объемов отгруженной продукции наблюдается и на предприятиях по производству и распределению электроэнергии. Радует то, что в 2009-м году на потребительском рынке городского округа сохранилась инвестиционная активность. Так, за 2009-й год было введено в эксплуатацию пять объектов торговли и по одному объекту общественного питания и бытового обслуживания.
- Что предпринималось администрацией в рамках реализации мер по поддержке нашей экономики на том уровне, который был до кризисного периода?
- В основном, это меры, проводимые в рамках принятого плана антикризисных действий. Созданная еще в 2008 году антикризисная рабочая группа, на мой взгляд, максимально эффективно работала по всем направлениям утвержденного плана. Думаю, не стоит освещать ее работу подробно, поскольку она постоянно освещалась со страниц вашей газеты. Здесь хочется только напомнить, что одной из приоритетных задач, стоящих перед нами в прошлом году, было обеспечение максимальной занятости населения и недопущение роста безработицы. И свою задачу мы выполнили.
Нам удалось сохранить уровень безработицы на отметке 0,9 процента, в то время как средний по Сахалинской области составил 1,3 процента. Таким образом, проведенные программные мероприятия позволили избежать серьезного роста безработицы, обеспечить и сохранить социальную стабильность в округе. Уверен, что такая работа будет продолжена и в текущем году.
- Все, что делалось, конечно же, не могло не сказаться на исполнении местного бюджета, ведь финансы в первую очередь зависят от стабильной работы всех отраслей народного хозяйства? И соответственно приток налоговых поступлений зависит от работы наших предприятий.
- Плановые показатели бюджета верстались еще в докризисный период, о нем мы еще не ведали, и, соответственно, они были оптимистичны, с учетом прогресса в сборе доходов и их администрирования. Но, к сожалению, как только мы вступили в 2009-й год, нам пришлось корректировать бюджет.
 Все те трудности, о которых говорилось выше, повлекли за собой сокращение рабочих мест, налогоплательщиков, а следовательно, и уменьшение налогов, которые должны были поступать в местный бюджет.
Но вернемся к бюджету. В целом местный бюджет за 2009-й год был исполнен по доходам в сумме 1471395 тыс. руб., по расходам - 1519803 тыс. руб. с дефицитом 48408 тыс. руб.
Вкратце остановлюсь на основных показателях доходной части местного бюджета. Из общего объема доходов в местный бюджет поступило налоговых и неналоговых доходов 465792 тыс. руб. (удельный вес составил 31,7%), средств, полученных из областного бюджета - 944633 тыс. руб. (64,2%) и доходов от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности – 60970 тыс. руб. (4,1%). Годовой план по доходам в целом исполнен на 86,9%, в том числе по налоговым и неналоговым доходам - на 86,8%.
По сравнению с 2008-м годом в целом доходы местного бюджета увеличились на 10,3%, однако поступления по налоговым и неналоговым доходам снизились на 1,1% или 5125 тыс. руб. за счет тех негативных процессов, которые происходили у нас в экономике.
Остановлюсь на основном виде дохода – это налог на доходы физических лиц (НДФЛ), удельный вес которого в налоговых и неналоговых доходах по-прежнему остается самым высоким - 62,1%. В целом за 2009-й год поступления от НДФЛ составили 289244 тыс. руб., годовой план исполнен на 79,3%. Надо отметить, что по сравнению с 2008-м годом наблюдается снижение НДФЛ на 9,4 % или на 30044 тыс. руб., и это даже несмотря на то, что у нас норматив отчислений в 2008-м году был ниже (4,7%), чем в 2009-м (5,6%). Общее снижение НДФЛ мы, в первую очередь, связываем с окончанием строительства завода в Пригородном, что повлекло за собой сокращение численности работающих, и, прежде всего, на предприятиях строительной отрасли. К примеру, на 01.01.09 г. она составляла 954 человека против 1579 человек в 2008-м году, а уже на 01.01.2010 г. среднесписочная численность работников строительной отрасли достигла 425 человек, т.е. снижение произошло на 55,5 %. Во вторую очередь, это сокращение налогоплательщиков, так как подрядные организации, участвовавшие в возведении завода, завершили свои работы на территории нашего округа. Видя такую ситуацию, мы предприняли ряд мер, мобилизовали все имеющиеся у нас ресурсы, в том числе через работу межведомственной комиссии по легализации «теневой» выплаты заработной платы, заседание которой проходили ежеквартально, что в свою очередь дало свои положительные результаты и позволило нам дополнительно получить в бюджет около 18 млн рублей. Но, несмотря на это, план по сбору НДФЛ выполнить все же не удалось.
По остальным налогам идет прирост, и довольно неплохой. Допустим, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, который тоже в общем объеме составляет 6,2%, перевыполнен на 102,1%, общий его объем составил 27787 тыс. рублей. Неплохо поработали в этом году с единым сельскохозяйственным налогом. Здесь свою роль сыграли изменения в налоговом законодательстве, ряд рыбопромышленных предприятий перешли на оплату этого налога, поэтому по сравнению с 2008 годом он увеличился почти в девять раз, если в 2008-м году он составлял 239 тыс. руб., то в 2009-м – 2097 тыс. руб. С перевыполнением были исполнены и местные налоги, к примеру, налог на имущество физических лиц поступил в сумме 1965 тыс. руб. с перевыполнением на 103,4%   и земельный налог - 2461 тыс. руб., также с перевыполнением на 129,5 %.
Благодаря слаженной и целенаправленной работе соответствующих администраторов неналоговых доходов в 2009 году плановые показатели по арендным платежам также были исполнены с перевыполнением. Так арендная плата за земельные участки составила 105512 тыс. руб. или 101% к годовому плану, а доходы от сдачи в аренду муниципальной собственности - 12438 тыс. руб. или 107,2% к плану. 
По остальным налоговым и неналоговым доходам мы также достигли перевыполнения их плановых показателей.
Вкратце остановлюсь на безвозмездных поступлениях, это помощь из областного бюджета. Объем этих поступлений составил 944633 тыс. руб., что выше на 18,6 % против 2008-го года. В основном, это средства на реализацию переданных государственных полномочий и на софинансирование расходных обязательств муниципалитета.
- Обратимся к расходной части местного бюджета.
- В целом расходы местного бюджета за 2009-й год исполнены в сумме 1519803 тыс. руб., что составляет 85,4 % от годовых уточненных назначений. Останавливаться подробно на расходной части не стану, потому что мы с вами ежеквартально подводили итоги исполнения местного бюджета. Скажу только, что основную долю расходов в местном бюджете составляют расходы на социально-культурную сферу – 69,5 % всех расходов или 1055508 тыс. руб.
В 2009 году основным приоритетом в обеспечении наших бюджетных учреждений было финансирование их социально значимых статьей расходов. Только на выплату заработной платы с ЕСН было направлено 760916 тыс. рублей, т.е. более 50% всех расходов бюджета, что позволило нам своевременно ее выплачивать и не допустить задолженности по зарплате перед работниками бюджетных учреждений на начало этого года.
Очень большой объем бюджетных средств был направлен на обеспечение стабильной работы наших бюджетных учреждений, к примеру, на приобретение технологического оборудования для организации горячего питания для общеобразовательных школ направлено 1838 тыс. рублей, на приобретение школьной мебели – 6060 тыс. рублей, на мероприятия по противопожарной безопасности в муниципальных общеобразовательных учреждениях – 5392 тыс. рублей, на приобретение медицинского оборудования для новой поликлиники – 6000 тыс. рублей и так далее. Думаю, что в 2009 году социальная сфера не была обижена финансированием по всем направлениям своей деятельности.
 Особо отмечу, что 2009 год стал годом больших инвестиций, вложенных в социально-культурную и коммунальную инфраструктуры, начиная от осуществления капитальных ремонтов и заканчивая реконструкцией и строительством соответствующих объектов. Мы не скрываем, что львиная доля этих инвестиций принадлежит областному бюджету, но не надо забывать, что без софинасирования из местного бюджета мы бы не смогли претендовать на получение этих средств из областного бюджета.
Так в сферу жилищно-коммунального хозяйства было направлено 137417 тыс. рублей, к примеру, на подготовку к отопительному сезону – 32251 тыс.рублей, на финансирование мероприятий по подготовке к работе в зимних условиях в рамках модернизации коммунальной инфраструктуры – 29192 тыс.рублей, на финансирование мероприятий по ремонту объектов благоустройства – 28537 тыс. рублей, на финансирование мероприятий по восстановлению имущества, переданного из Минобороны – 5280 тыс. рублей, на финансирование мероприятий по обеспечению питьевой водой – 31679 тыс. рублей, на финансирование мероприятий по переселению из ветхого и аварийного жилфонда – 8229 тыс. рублей, на закупку коммунальной техники – 2250 тыс. рублей.
Кроме того, на проведение капитальных ремонтов объектов социально-культурной сферы в 2009 году было направлено 83202 тыс. рублей, из которых на финансирование капитального ремонта общеобразовательных объектов направлено 40052 тыс. рублей, на финансирование капитального ремонта зданий ЦРБ - 32642 тыс. рублей, на финансирование капитального ремонта учреждений культуры - 10508 тыс. рублей.
И, заканчивая разговор, хотел бы сказать, что впереди у нас еще общегородское расширенное совещание, где мы будем подводить итоги как социально-экономического развития района за 2009 год, так и итоги исполнения местного бюджета за прошлый год, и, соответственно, более подробная информация об этих итогах будет доведена через средства массовой информации до жителей Корсаковского городского округа.
                            Беседовала Полина Фелицына
Фото Ю.Фелицына
 
 
 
 
  Общественно-политическая газета «Восход»