Фото №4
Фото №5
11.25(11)
   
РУБРИКИ
 
 
26.04.2010 АРЕНДА МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА – ДЕЛО ТОНКОЕ
Поддержка малого и среднего бизнеса должна осуществляться по разным направлениям, причем исполнительные органы власти должны всячески этому способствовать – в этом духе не раз выражались лидеры нашего государства, говоря о развитии предпринимательства в России. А недавно, проводя встречу с представителями этого бизнеса, губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин отметил еще одну черту: мэрам порой выгодно держать предпринимателей на «коротком поводке», предоставляя им в аренду имущество (главным образом помещения) всего на 11 месяцев.
После этого нам, представителям СМИ, не раз и не два доводилось выслушивать точки зрения предпринимателей «по поводу и без», но, как ни крути, каждый раз дело сводилось в итоге все к тому же… С другой стороны, доводилось слышать, что всему виной – поправки, внесенные в очередной раз в действующее законодательство и усложнившие передачу имущества в аренду. Чтобы точно знать, в чем все-таки дело, ваш корреспондент вместе с коллегами из Корсаковской телестудии «ТВ-ИС» повстречался 13 апреля с заместителем главы муниципального образования, руководителем правового управления Зинаидой Карповой.
 
ПРИЧИНА – В ИЗМЕНЕНИИ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
 
- Вы совершенно правильно отметили, что усложнилась процедура передачи в аренду муниципального имущества представителям малого и среднего бизнеса, физическим лицам в том числе, - отметила Зинаида Владимировна. – Но это зависело не от нас. Процедура передачи имущества в аренду ужесточилась потому, что были внесены изменения в июне 2008 года в федеральный закон о защите конкуренции. До внесения поправок в этот закон процедура была достаточно проста: юридические (или физические) лица направляли заявки в комитет по управлению имуществом, указывая в них, какое имущество желали бы арендовать. Заявка рассматривалась на заседании соответствующей комиссии и принималось решение о передаче в аренду.
От подачи заявки до заключения договора аренды проходило достаточно короткое время. Однако сейчас эта процедура занимает длительное время, и не по вине должностных лиц администрации. Предприниматели (юридические лица) направляют заявку о желании арендовать какое-либо свободное от прав третьих лиц имущество в комитет по управлению имуществом. После этого комитет в обязательном порядке должен начать процедуру проведения аукциона или конкурса на право заключения договора аренды указанного имущества.
Право аренды оценивалось независимыми оценщиками в соответствии с законом об оценочной деятельности. С этого момента начинался отсчет времени от получения заявки до заключения договора аренды. Оценщики в обязательном порядке изучали касающиеся аренды объекта документы, которые им предоставляют и которые предусмотрены нормативными актами, выезжали на места, изучая состояние имущества, и в итоге выдавали нам заключение о цене права аренды.
С момента объявления аукциона до дня его проведения проходило не менее месяца, аукциону предшествуют обязательные публикации в газете «Восход», чтобы предприниматели могли поучаствовать в аукционе. И тот из претендентов, который предлагает наиболее высокую цену, становится победителем, с ним заключается договор аренды муниципального имущества. Как правило, на всю указанную процедуру уходит от двух до пяти месяцев в зависимости от того, как будут представляться заявки, как сработают оценщики и насколько быстро нам выдадут заключение. Сократить эту процедуру мы не имеем никакой возможности, тем более, что в закон о защите конкуренции недавно опять внесли изменения, и сейчас при проведении аукциона или конкурса необходимо руководствоваться приказом федеральной антимонопольной службы.
Приказ этот новый, с его учетом мы аукционы еще не проводили. В настоящее время проводим проверку муниципальных правовых актов, чтобы они не противоречили этому приказу. Думаю, очень скоро будем готовы с учетом всех правовых изменений проводить аукционы и конкурсы. За более подробной консультацией по вопросу аренды муниципального имущества предприниматели могут обращаться в комитет по управлению имуществом или ко мне лично в дни приема по личным вопросам.
 
МАЛЕНЬКИЕ 11 МЕСЯЦЕВ
 
- Зинаида Владимировна, в последнее время много говорится о том, как бы увеличить срок аренды с 11 месяцев на более длительный срок – до нескольких лет. С другой стороны, слышишь порой, что властям это невыгодно, что для них лучше держать малый бизнес на «коротком поводке»… А как на Ваш взгляд?
- От этой практики – заключение договоров аренды на 11 месяцев – мы стараемся уйти, уйти вообще. Столь малый срок, конечно же, никому не выгоден. И предпринимателю – в первую очередь, поскольку словно держит его в «подвешенном состоянии»: заключат с ним договор на следующий год, не заключат?
Да и есть ли предпринимателю реальный смысл вкладывать деньги в то имущество, которое, того и гляди, от него может ускользнуть? Есть ли вообще смысл ему развивать свое дело? Вот и будет у него поневоле болеть голова, куда ему через несколько месяцев бежать… (Кажется, это тоже называется, по мысли В. Путина, «кошмарить малый бизнес» – К. П.).
Я сторонник заключения договоров аренды на срок от трех до пяти лет. Для этого необходимо, собственно говоря, и очень мало, и очень много. В первую очередь, комитету по управлению имуществом необходимо иметь правоустанавливающие документы на помещение, как то: техпаспорт на помещение и свидетельство о праве собственности, и тогда нам ничто не мешает заключить с арендатором долгосрочный договор.
- Что же мешает перейти к делу?
- К сожалению, пока не на все муниципальное имущество имеем свидетельства о праве собственности, то есть не все имущество прошло государственную регистрацию права муниципальной собственности. Тут все взаимосвязано: долгосрочный договор аренды подразумевает обязательную регистрацию в регистрационной палате, а для этого, прежде всего, арендодателю - комитету по управлению имуществом, необходимо иметь свидетельство о праве собственности на это имущество. Поэтому сейчас проводим постоянную, ежемесячную работу, направленную на получение техпаспортов и свидетельств о праве собственности. Очень много сделано, и очень много сейчас решается вопросов комитетом по управлению имуществом, который заключает долгосрочные договора.
Что мешало делать это раньше, к примеру, 2-3 года назад, мне сказать достаточно трудно. Но в настоящее время комитет по управлению имуществом ориентирован на получение права собственности на все объекты, которые у нас есть.
 
 К РАЗНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ И ПОДХОД РАЗНЫЙ
 
- Слышал, что, определяя, с кем можно заключить долгосрочный договор, администрация исповедует дифференцированный подход?
- Верно, существует определенная очередность по изготовлению документации для заключения долгосрочных договоров аренды. При этом в первую очередь учитывается отношение арендаторов к арендуемому имуществу и договорным обязательствам. Арендаторы у нас разные. Есть среди них люди, уже много лет арендующие помещения, исправно платящие арендную плату, содержащие имущество в надлежащем порядке, вкладывающие деньги в его ремонт – то есть со всех сторон люди надежные. Именно по этим объектам мы в приоритетном порядке получаем свидетельства о праве собственности, и вот такие надежные предприниматели могут в первую очередь рассчитывать на долгосрочную аренду.
Например, в настоящее время получен техпаспорт, документы находятся в регистрационной палате, и мы заключаем долгосрочный договор аренды с предпринимателем Виктором Прохоровым, владеющим магазином «Зеленый мир». Человек вложил большие деньги в то, чтобы это цокольное помещение превратилось в магазин, куда приятно зайти, это надежный плательщик и хороший партнер.
Или такой пример - помещение бывшей студии звукозаписи по ул. Советская, 40, которым владеет предприниматель Олег Кожаров. С ним также заключен договор на 10 лет аренды: у него помещение хорошо отремонтированное, со вкусом отделанное, он постоянно, из года в год, выполняет все условия арендного договора. Стараются арендаторы и в парикмахерской «Смайли»: стоит лишь зайти внутрь, и все становится ясно. И таких предпринимателей у нас много: они и поддерживают арендуемое имущество в порядке, придают ему привлекательный вид и снаружи, и внутри, и всегда аккуратно оплачивают арендную плату.
Но ведь и другие имеются, не столь надежные. Отсюда, разумеется, и подходы разные. Так, довелось однажды инспектировать помещение, которое один из наших предпринимателей арендует с середины 90-х годов (!!!). Да, свидетельства о праве собственности до последнего времени не было, каждый раз заключался договор аренды на 11 месяцев. Но такая же ситуация была и у других арендаторов.
Однако если у многих из них чистота и порядок, то здесь – «хламовник», иначе сказать не могу. По углам паутина, ободранные, грязные обои… И «обоснование» следующее: «Я не хочу вкладывать в это помещение деньги, так как договор аренды рассчитан всего на 11 месяцев». Мы все понимаем, но хотя бы паутину с потолка смести можно? Грязь можно с окон отмыть?
И вот этот предприниматель решил, что ему нужен долгосрочный договор. Нет, так не получится, теперь мы вам поставим условие: сначала приведите помещение в порядок. Потом будем решать, заключать долгосрочный договор или выставлять помещение на аукцион – в том случае, если все останется в прежнем неприглядном виде.
 
НЕОБХОДИМО ЗАЯВЛЯТЬ О СВОИХ НАМЕРЕНИЯХ
 
- Что необходимо сделать предпринимателю, желающему заключить долгосрочный договор аренды?
- Подать заявку в комитет по управлению имуществом, указав в ней, на какой срок он хотел бы заключить договор. Для начала рассмотрения вопроса этого достаточно. Потом будем смотреть, подпадает ли он под закон о защите конкуренции, есть ли возможность заключить с ним долгосрочный договор, или помещение должно быть выставлено на аукцион для заключения долгосрочного договора аренды.
Но озвучить свои желания предпринимателю никто не запрещает. Напротив, это нужно делать, и мы будем знать об этом и работать в этом направлении. Мы нацелены на то, чтобы создать условия для нормальной плодотворной работы представителей малого и среднего бизнеса. А предприниматели, как показывает практика, – на то, чтобы получить долгосрочный договор аренды. Но в данном случае интересы обязательно должны быть взаимными. И обязательства – тоже.
Беседовал  Константин Пальгин
Фото автора
 
 
 
 
  Общественно-политическая газета «Восход»